Менеджер по работе с комьюнити Яндекс.Кью · 6 июн 2022
Михаил Осипов о методическом решении
Друзья!
Рады представить вам очередной пост из серии «Интервью с экспертом». На этот раз мы поговорили с экспертом Михаилом Осиповым — автором телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения», образовательным методологом и методистом, консультантом по вопросам обучения и развития.
------------------
Как появилась идея создания канала «Лаборатория онлайн-обучения»?
Я расскажу историю, которая сподвигла меня создать канал и поменяла курс моего мышления как методиста.
В 2020 году я занимался разработкой курсов в детской нише обучения. У меня был коллега, который именовал себя экспертом-методистом. Так вот на каждое мое: «Почему вы применили именно это методическое решение по форме проверки знаний обучающихся? Почему выбрали именно эту форму?», он говорил: «У меня больше восьми лет стажа в обучении, у меня это работает на курсе, я запустил больше 1000 курсов» — и так далее.
Я понимаю, когда эксперт говорит так в рамках пиар-стратегии, когда выходит с портфолио на рынок, когда взаимодействует с клиентом, заказчиком обучения, руководителем… Возможно, это сработает. Но когда интересен фундамент решения – это уже не сработает. Оказалось, что он был не в состоянии ответить по существу. Не может профессионал своего дела так легко отмахивается от конкретных вопросов. Это все равно, если бы врач порекомендовал бы таблетки, но не рассказал, как их применять.
Тогда я задумался, а почему бы не строить свою работу не по принципу «у меня много опыта», а опираться на доказанную научную базу. Почему мы не используем накопленный опыт в различных областях науки, которые изучают человека в обучении? Ведь главное звено в образовании – это ученик, а его в обучении изучают науки, и в первую очередь педагогика, психология и образовательная нейронаука. Так я принял решение создать канал, чтобы найти единомышленников, которым интересно понять, «как» и «почему», которые недовольны людьми, которые не аргументируют свою позицию, не подкрепляют свое методическое решение научной базой.
------------------
Что такое методическое решение?
Методическое решение – это любое решение, которое прямо или косвенно влияет на создание или улучшения обучения.
Прямо – когда мы, например, проектируем домашнее задание для обучающихся, отталкиваясь от методического решения.
Косвенно – когда мы решаем, на какой платформе будут учиться, в каком чате общаться ученики и т.д.
Методическое решение – абсолютно любое решение, которое касается обучения.
Тут стоит рассказать, когда наступает момент принятия методического решения, и чем здесь полезен научный подход?
Методическое решение в связке с научным подходом помогает создавать решения, которые делают обучение эффективным. Если у вас есть проблема или задача в обучении, значит должно быть принято методическое решение.
Например, вы решили, что обучение будет проходить при помощи мобильного приложения – приняли методическое решение; решили, что обучающиеся будут выполнять проектную работу – приняли методическое решение; решили, что тестирование будет с одиночным выбором ответа – приняли методическое решение.
------------------
Как правильно принимать методические решения? На чём базируется этот процесс?
Почему-то этим вопросом никто не задается. Все говорят, как делать, но не обосновывают свое решение. Поэтому я пристально изучил этот вопрос.
Я покажу на примере, как правильно принимать методическое решение.
В принятии методического решения в онлайн-сфере я опираюсь на центральное звено. Центральным звеном является ученик. От его знаний, умений, навыков или компетенций принимаются методические решения, которые основаны на научных знаниях.
Но я учитываю преподавателя — это может быть эксперт, тренер, ментор, учитель, преподаватель в вузе. Тот, кто обучает.
Важно учитывать информационно-техническую среду – это всё, что касается содержания обучения (учебные материалы) и технические средства, при помощи которых протекает процесс обучения.
Поделюсь личным опытом на примере детской ниши.
У меня был кейс на тему «Создание игр на языке программирования Python». Проблема заключалась в сложности удержания внимания обучающихся в течение 120 минут одного занятия. Целевая аудитория курса – подростки 11-15 лет, ученики средней школы.
Для решения задачи на первом этапе определяли знания, умения и навыки, которые необходимо приобрести обучающимся во время курса.
Знания – базовые представления о языке Python.
Умения – написание кода игры.
Навыки – создание собственных игр по аналогии с изученными.
Второй этап – определение особенностей когнитивной нагрузки онлайн-курса. Изучили, проанализировали и сделали выводы о цифровых элементах учебных слайдах согласно теории CLT (когнитивной нагрузки Джона Свеллера). Мы изучили элементы, которые максимально нагружают рабочую память обучающегося. И продумали, как можно избежать излишней нагрузки на память учеников.
На третьем этапе мы приступили к определению психологических и педагогических особенностей обучающихся.
А на четвертом этапе создали или выбрали методическое решение.
Первое методическое решение:
Занятие длительностью 120 минут будет поделено на три части по 30 минут. Каждые 30 минут – активная работа. И две части по 10 минут – это интерактивная работа. Каждая из частей должна быть завершенной по смыслу. Задача интерактива – вовлечь детей в занятие.
Второе методическое решение отличалось от первого интерактивными 10-минутными перерывами. В этих перерывах мы решили экспериментировать с 6 моделями интерактивного взаимодействия.
Пятый этап – экспериментирование, получение результата с предложенными методическими решениями и выбор в пользу одного из решений.
------------------
Каковы достоинства и недостатки методического решения?
Плюсы и минусы подхода
Любой подход в проектировании образовательных решений имеет ряд ограничений. Но сначала расскажу о плюсах:
Это обоснованный подход. Так как в нем применяются научные знания. Я не иду ни к кому советоваться, не иду в интернет, потому что вся информация есть в книгах, статьях, в материалах экспертов.
Этот подход помогает системно действовать. Не в хаосе. Исключен формат: «А давай так или этак». А если идти системно по шагам, то всегда можно понять, на каком шаге ты ошибся. Можно всегда себя проанализировать.
Ориентация на обучающегося. Думаю — это главный плюс, ведь главное звено в обучении – это ученик. Это то, насколько эффективно он формирует знания, умения, навыки. Меня однажды сильно удивили на Яндекс. Кью, задав вопрос из педагогического дизайна: “Что такое human-centered learning design (обучение, ориентированное на обучающегося)?”. Я сразу подумал: “А какое обучение не ориентируется на ученика?”.
А теперь минусы:
Научный подход не везде актуален. Например, в корпоративном секторе научный подход применяется частично или вообще не применяется.
Подход требует широких познаний в науке. Не у всех существует время и возможности для детального погружения в научную теорию.
Отсутствие определенного алгоритма, по которому каждый сможет принимать решения. Лично у меня есть свой алгоритм. Я знаю, какую книгу взять, как адаптировать научное знание в онлайн-сферу. Потому что уже многое пробовал и исследовал. Но новичку будет это сделать сложно.
------------------
Как создать алгоритм для принятия методического решения?
Это для меня загадка. Есть три этапа:
Определить проблему или задачу в обучении: как вовлечь, как довести до конца курса, как выстроить архитектуру курса и т.д.
Выбрать нужную информацию из областей научного знания – в педагогике, психологии, нейронауках.
Принять обоснованное методическое решение, опираясь на методику решения задач (например, ТРИЗ).
Но как выстроить алгоритмы второго этапа? Как понять, что одник знаний будет достаточно, а других – нет. Как в психологии понять, что эта теория мотивации будет работать? Как в нейронаучном аспекте понять, как долго записывать образовательный вебинар, потому что внимание взрослого отличается от детского внимания. Как в педагогике правильно выбрать формат взаимодействия ученика и преподавателя? Поэтому сегодня я работаю над тем, чтобы создать алгоритм (или стандарт), который помог бы каждому, вне зависимости от знаний и опыта, использовать научный подход на практике.
Сильное методическое решение, на мой взгляд, основано на научной базе. Чтобы это доказать я создал закрытую группу своего канала, где провожу мастер-классы и мастермайнды, делюсь полезными статьями с коллегами и современными исследованиями, наполняю Яндекс.Диск записями учебных материалов. Я искренне рад, что поклонников научного подхода, а, соответственно, и доказательного образования, становится больше. Осознавать для меня это действительно бесценно!
----------------—
Если у вас появились вопросы к Михаилу — вы всегда можете задать их на Кью и призвать его к ответу.