Этот круг у всех разный — ведь мы отличаемся друг от друга, поэтому и то, что нас поддерживает, тоже у каждого будет свое. Но есть общие моменты. Поддержку дают:
близкие люди - родные, друзья, товарищи по какому-то конкретному виду деятельности / увлечению / проекту и т.п.
профессиональные «помогатели» - врачи и психологи;
люди, в будущее которых мы вкладываемся своими силами, знаниями, жизненным опытом, надеждой, заботой - собственные дети, ученики, молодые коллеги, подопечные в сфере благотворительности / волонтерства;
«отдушина» - то, что не связано с профессиональной деятельностью и от чего можно получать удовольствие - музыка, прогулки, чтение, рукоделие, общение с братьями нашими меньшими, кулинария, коллекционирование чего-либо и т.п.
самообразование - это касается как узкопрофессиональной области, так и любой другой, а особенно - в сфере управления своим состоянием;
движение на воздухе / движение под музыку - так, чтобы это было «в охотку»;
привычка периодически рефлексировать, отслеживая даже небольшие изменения в собственных мировосприятии, мыслях, поведении - чтобы вовремя уловить тот момент, когда надо обращаться за помощью;
понимание того факта, что все предыдущие пункты можем организовать для себя только мы сами.
Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.
1) Школьный психолог консультирует учителей в тех случаях, когда поведение какого-либо ребенка / группы детей / коллеги непонятно и / или опасно и не вписывается в рамки общепринятой нормы.
2) Школьный психолог консультирует учителей в том случае, если они обращаются с запросами НЕ связанными с профессиональной деятельностью.
3) Школьный психолог консультирует родителей учеников, которые обратились за помощью, а также обращает внимание на выявленные проблемы тех родителей, которые свято уверены, что у их ребенка все прекрасно.
4) Школьный психолог занимается профилактической и просветительской работой среди коллег, родителей, самих детей. Возрастная психология, технология конструктивной коммуникации, работа со стрессом и т.п.
5) Школьный психолог сопровождает ребенка в ситуации буллинга, сотрудничая с его родителями и учителями, до ее полного прекращения.
6) Школьный психолог сопровождает «проблемных» ребят на протяжении всего процесса учебы в школе, отслеживает соцсети и проводит с ними коррекционную работу. Особый акцент на выявление склонности к суициду или насилию.
7) Школьный психолог проводит профориентационное тестирование старших школьников.
Если смотреть на вещи приземленно, то на текущий момент времени самыми реальными являются пункты 1, 3, 4. Чрезвычайно важной была бы реализация п. 5 и 6 — особенно в свете учащающихся случаев детских суицидов и стрельбы в школе. Но, как мне кажется, на это просто нет ресурса.
Есть и тесты, и опросники. Есть психофизиологическое тестирование, с помощью которого можно оценить реактивное поведение и зрительные функции; особые аспекты личности; наличие / отсутствие фобий; способности к релаксации и мобилизации. Было бы, как говорится желание… Только вот чье желание? Самого учителя? Его непосредственного руководства? Государства? От ответов на эти вопросы зависит многое, а особенно — действия после получения результатов.
Особое значение имеет момент профессионализма того, кто проводит исследование. Самотестирование — это из области любительства: можно посмотреть на свои результаты, но интерпретировать их и принять решение о том, что со всем этим делать дальше, неспециалисту сложно. Поэтому если такое исследование проводить, обращаться лучше все же к тем, кто занимается тестированием профессионально и «сидит на потоке». Кстати, и доверия к результатам тогда будет побольше.
Честно говоря, не представляю себе, что, с учетом событий последних трех лет, любой среднестатистический человек, будучи протестированным, НЕ покажет тревожной картины. Разница, на мой взгляд, будет только в степени. Но при этом важно понимать — с плохими результатами такого тестирования обязательно надо что-то делать. Психологическое консультирование или психотерапия (в т.ч. и медикаментозная), БОС-терапия, изменение режима дня, ЗОЖ, физкультура и спорт — все это непросто организовать (а в ряде случаев, увы, и невозможно), тем более, когда человеку уже трудно. Но при этом последствия длительного стресса или изначально существовавшие особенности характера, мешающие жить и работать, сами по себе не рассосутся. Значит, придется искать компромиссы. Хоть что-то сделать, хоть капельку себе помочь - намного лучше, чем ничего.
Во-первых, привожу ссылку на сайт МЧС России — как раз на страницу, где изложены общие правила поведения при ЧС. Понимание того, что надо (и, самое главное, что не надо) делать значительно прибавляет уверенности в себе.
Во-вторых, акцентирую внимание на том, что из-за шока вследствие ЧС именно в классе ситуация осложняется тем, что часть детей может просто не сразу понять, что произошло, и недооценить опасность. Соответственно, очень важно как можно скорее обезопасить эту группу ребят, не позволяя им включаться в то, что им представляется игрой. Не криком, не запретами, не уговорами — они не сработают. Или очень спокойно и подчеркнуто по-взрослому — так, чтобы ребенка проняло; или при помощи другой игры.
Второй вариант видела однажды своими глазами, будучи на педагогической практике. Это была школа для особенных детей. Над «камчаткой» начал обваливаться потолок. Ребята, сидевшие там, оживились, обрадовались, захлопали в ладоши. А висящие у них над головами куски штукатурки и дранки — здоровые… И тут педагог этого класса, Марина Павловна, командирским голосом выдает: «Ну что ж вы смеетесь, что дом рушится! Брысь к завхозу за цементом, будем играть в ремонт!». Ребят как ветром с мест сдуло, а еще через пару секунд на парты слетел громадный пласт штукатурки.
В-третьих, в чрезвычайной ситуации важность роли любого взрослого, а тем более — учителя, возрастает многократно. А ключевой момент — не только знать, что надо делать, обучившись на специнструктажах и прочитав методическую литературу, но и быть в состоянии это делать. Значит, в первую очередь надо успокоить себя. Некоторым помогает алгоритм работы с панической атакой.
В ряде случаев можно использовать эффект диссоциации, который нередко сам включается в таких ситуациях. Диссоциация в данном контексте — это когда человек как будто наблюдает за всем происходящим со стороны или смотрит фильм. Это довольно неприятное ощущение, но если получится переключить внимание с ситуации в целом и других людей на себя и оттуда — как бы извне — попытаться руководить собой.
Из рассказа коллеги, которая однажды попала в такую ситуацию: «В байдарочном походе опрокинулись несколько лодок. Все дети умели плавать и на всех были спасательные жилеты, но темнело, а вода очень холодная. Дети перепугались, кричат, барахтаются. Те, что остались в лодках — тоже в истерике. Взрослые ничего не могут с ними поделать. А я, видимо, перенервничала и вижу себя и остальных как будто со стороны и сверху — словно я рядом в воздухе вишу и на все это смотрю. И вижу сама себя: сидит женщина, вся белая, лицо у нее перекошенное, и она ничего не делает. И я ей - то есть себе: «А ну, соберись! Успокой детей, которые в лодках, чтобы и они в воду не попадали». И вижу — она и впрямь как-то в себя пришла, к детям обратилась, улыбается, что-то веселое про «мокрое приключение» рассказывает, они ее слушают, затихают. А потом взрослые стали заниматься теми, кто попал в воду. И быстро всех спасли. Я в этом отстраненности состоянии пробыла до поздней ночи. Потом отпустило. Но пока видела себя со стороны — прямо горжусь собой, как четко командовала».
Публикуем ответ эксперта Сергея Протасова — Что делать при ЧС в школе. Дополненное и исправленное директором школы и 2 психологами:
Нулевым пунктом будет – «Мобилизация взрослого».
По порядку нужно:
Определить, что происходит.
Соотнести в памяти с соответствующей инструкцией (описание события – действия педагога).
Включить свой режим мобилизации ресурсов (собраться).
Определились – все ли дети на местах?
Говорим спокойным тоном. Вы – океан спокойствия, растворяющее все мелкие возмущения. Да и крупные тоже.
Работать по обстоятельствам.
Не звонить родителям.
1. Контроль шокового состояния и предотвращение паники. Настойчиво собрать всех детей рядом с собой, говоря о том, что вы знаете и умеете поступать так, чтобы ни с кем ничего плохого не случилось. А случилось только хорошее. И дети должны поступать так, как вы.
2. Принять решение ПО ИНСТРУКЦИИ, либо если ситуация нестандартная, понять, как удалить детей от источника ЧС. Ограничить действие ЧС на детей. (это лучше ОБЖ вспомнить)
3. Постоянный вербальный и визуальный контакт. Постоянно говорите с детьми, убеждая, что вы знаете, как поступать. Что вы и дети вместе сейчас поступаете именно так, чтобы все хорошо закончилось. Ищите примеры из жизни детей, из своей, когда «было плохо, но все закончилось хорошо». Не звонить родителям.
4. Уверенность в помощи. Убедите себя и детей, что те, кто должен помочь — уже спешат к вам с максимальной скоростью.
5. Экономия внутренних ресурсов. Дыхательные упражнения + упражнения на расслабление. С детьми рекомендовано «дыхание по квадрату». Любая техника, способная снять напряжение в теле. Объясните детям, что их тела сейчас просят именно этих упражнений. И будут благодарны, отдав взамен уверенность в себе.
6. Отвлечение от происходящего любой несложной игрой- «найди цвет», «города», «ассоциации».
Не звонить родителям.
Все это возможно — при уверенности в себе.
Покой. Контроль. Уверенность.
Любые дыхательные упражнения любых техник - дают нужный эффект. Если забыли все и сразу – просто дышите глубоко с детьми два раза по 15 секунд с перерывом.
Телесный контакт важен. Время от времени прикасаться — проверить пульс со словами «ты отлично подышал!», или температуру «О! Ты убрал волнения!» и еще десяток ободрений с касанием - работают абсолютно всегда.
Стандартная схема работы со страхом выглядит так (на каждом из шагов схемы огромную роль играет невербальный компонент - интонация, выражение лица, жесты, транслируемые и считываемые собеседником чувства):
- Присоединение. «Я понимаю, ваше беспокойство; это действительно очень важно».
- Прояснение позиции собеседника. Выяснить у собеседника, что именно тревожит его более всего в вопросе безопасности ребенка. Нотабене: в начале этого процесса вполне может оказаться, что там нет конкретики, а есть вполне объяснимая тревога, и только проговорив какие-то вещи вслух, человек уточняет (в т.ч. и для самого себя), что конкретно беспокоит и пугает его более всего. Вербализация (преобразование чувств в слова) сама по себе значительно снижает уровень тревоги.
- Аргументация. Когда будет получен ответ, следует в первую очередь привести те аргументы, которые помогут собеседнику снизить уровень тревоги по самым острым моментам. А потом можно озвучить и все остальные.
- Получение обратной связи на аргументацию. Важно понять, услышал ли человек, поверил ли, не возникли ли у него новые опасения; возможно, у него появятся предложения, которые можно будет использовать.
- Позитивный эмоциональный посыл. Человека, который боится, надо поддержать. И при этом - важно! - не обещать ему несбыточного. «Ситуация и в самом деле сложная. Я тоже очень переживаю за детей. С другой стороны, детям надо учиться. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу - мы приложим все силы для того, чтобы находиться в ней было безопасно».
Следует знать, что работать по этой схеме психологически трудно. Поначалу люди сильно устают после проведения такого разговора. Наверное, самое трудное — осознавать, что отнюдь не все можешь в этом вопросе проконтролировать. Поэтому имеет смысл быть максимально честным и с родителями детишек, и с собой.