Организация учебного процесса в вашем случае типична для всех муниципальных школ, особого нарушения СанПиНа не наблюдается. В то же время общеизвестна проблема учебной перегрузки российских школьников, о которой написаны горы статей, исследований и т.д. Эта ситуация наблюдается, несмотря на действующее законодательство, которое, казалось бы, строго регламентирует и количество академических часов, и внеурочные занятия, и количество домашних занятий (в часах).
Основными причинами такой перегрузки является ряд особенностей и факторов школьного обучения.
- Содержание школьных учебных планов/программ и федеральных государственных образовательных стандартов, которые позволяют добавлять новые предметы и формы работы, проектно-исследовательская деятельность. Они же запрещают сократить количество предметов в учебных планах. В этих условиях актуализируется вопрос о пересмотре содержания образования, методик и технологий обучения.
- Острота рассматриваемой проблемы заключается еще в том, что СанПиН обозначает только общие требования, но не распределяет их по каждому предмету. В этих условиях каждый учитель-предметник задает домашнее задание без согласования с общей нагрузкой в классе. В таком контексте нужно провести комплексный аудит всех форм занятости ученика: домашняя работа, занятия в кружках, факультативах, детских технопарках, интерактивных музеях, библиотеках и т.д. Решение такой сложной задачи невозможно без коллективной работы учителей, медиков и экспертов детской физиологии, психологов, методистов. Но звучит как утопия, понимаю.
- Низкая квалификация учителей-предметников, которые полагают, что каждый ученик (без учета его индивидуальных способностей) должен выучить все, что изложено в учебниках (и чуть ли не наизусть!). Выход из такой ситуации — в профилировании старших классов, в которых каждый учащийся мотивирован на изучение интересной (и нужной!) для него образовательной программы.
Реформа системы образования и реализация новых ФГОС, начатая с сентября 2022 года, направлена в том числе на некоторое понижение учебной нагрузки школьников. Однако предлагаемое сокращение перечня предметов (к примеру, изменили статус второго иностранного языка) и добавление нескольких новых дисциплин (по истории, финансовой грамотности и др.) вряд ли в корне могут изменить существующий в учебной программе дисбаланс.