Понятие «игровое моделирование» в большинстве случаев используется в контексте методов образования, рассматривается в том числе с точки зрения психологии. Данный метод позволяет преподавателю не только влиять на прививание знаний, умений своим ученикам, но передавать информацию о реальных вещах/явлениях через их проектирование или проецирование на модель. Грубо говоря, моделируется явление, знакомство с которым позволяет человеку обучаться. Со стороны же участников процесса происходит имитация той или иной роли. Данный подход в корне отличается от теоретических методик своей большей наглядностью и эффективностью.
Методика игрового моделирования проявляется в следующих моментах:
- ученик ставит себя в ситуацию, которая повторяет реальную;
- адаптируется к соответствующей роли в данной ситуации (может примерить воображаемую роль);
- приступает к исполнению этой роли, а именно ведет себя так, будто все происходит в реальной жизни.
Сначала необходимо установить правила игры (например, оговорить, что участники не должны выходить из своей роли, даже если им покажется, что ситуация исчерпана). На завершающем этапе очень важно подводить итоги и верно делать акценты на том, какие результаты и знания были получены.
Кратко говоря, через подобную ролевую игру происходит учебно-воспитательный процесс, а игровое моделирование относят к инновационным технологиям в педагогике.
Как правило, данная методика используется в педагогических целях и особенно эффективна с детьми, в этом и кроется основная причина изучения психологии педагогами для дальнейшего применения в своей деятельности. Считается, что результатом освоения игровой деятельности является формирование готовности человека к общественно-значимой и оцениваемой обществом деятельности.