А почему Вы в перечне "ясли, садик, школа, академия" исключили семью? Или она уже не должна заниматься воспитанием?
Современная система образования выполняет две функции: образование и воспитание. В деле образования школа имеет явный приоритет перед семьёй. У неё просто ресурсов соответствующих больше. А вот в деле воспитания явный приоритет у семьи. Если в семье постоянные ссоры и драки (или, напротив, угодничество, раболепство или баловство), то никакие ясли, садики, школы, тем более академии, этого не поправят. Ребёнок ведь начинает впитывать в себя модели поведения с первых месяцев жизни. И основными моделями подсознательно считает те, которые установлены в его семье. Он может с ними не соглашаться, даже бороться против них, но они в него прочно укоренены. Не случайно большинство людей в старости, когда спадают социальные рамки и ограничения, становятся самими собой. И окружающие порой видят разительные преобразования. А просто у пожилого человека нередко проступает его детство, то, что он тогда бессознательно воспринял, а потом скрывал под социально приемлемой маской.
Довольно мощный воспитывающий фактор - общество, приоритетные общественные отношения. Они могут, правда очень постепенно, но изменить модели поведения. Но если общество в массе своей пропагандирует (интернет, СМИ, современное искусство, просто поведение людей) приоритет стяжательства и господства силы на этом пути (физическая сила, эмоции, знакомства и пр.), если государственная идеология становится торговой по сути, то что может всему этому противопоставить обычный учитель? Ведь учителя тоже люди и живут том же обществе, что и их ученики и родители. Знаете, в школах сейчас много говорят с детьми о любви и доброте. Только дети потом ведь на улицу выходят. И видят, что в жизни (не в словах) приоритет у вовсе не у добрых и любящих.
Любовь и доброта, про который Вы говорите, - это очень долгосрочный вклад. Это потом, в старости, мы начинаем пожинать плоды своей доброты. Хотя бы в том, что гораздо уверенней чувствуем себя в современном бешенном мире. А в молодости хочется быстрых результатов. Но на пути доброты их мало. "Люди у нас, в основном, добрые. Потому и бедные".
Разумеется, есть личности, которые оказывают огромное влияние на своих учеников. Но такое влияние подобно гипнозу. Пока учитель рядом - ученик невольно ему подражает и становится лучше. Но без учителя у него опять включаются первичные модели поведения.
Воспитание - дело системное. И не просто системное, но системное на общегосударственном уровне. И потому Вы правы полагая, что воспитание - самая большая наша потеря с начала 90-х годов.