После послания Президента, в котором он упомянул о необходимости изменения в системе высшего образования, в публичном пространстве вновь загорелись дискуссии, которые в общем можно свести к одному: споры о форме, без понимания о содержании. Причем аргументы разных сторон, как правило, игнорируют один очень важный момент, который вообще-то должен быть очевидным для всех, кто связан с системой образования: любые преобразования в образовании дают свой результат примерно через 25-30 лет. Откуда такая цифра? Если мы что-то меняем в системе, то надо примерно 15 лет на то, чтобы подготовить новых учителей (10 лет школы + 5 лет вуза), которым, в свою очередь, нужно еще 15 лет, чтобы подготовить первых специалистов, которые прошли через новую систему. Поэтому нынешняя ситуация в образовании - это результат преобразований начала 1990-х (а та, в свою очередь, начала 1960-х и так далее). Именно поэтому сейчас в общем-то бессмысленно спорить о необходимости отмены/сохранения ЕГЭ или отмены/сохранения двух (трех) уровневой системы высшего образования - мы просто не видим конечного результата, до которого нам еще лет 15. А попытки реформировать систему на ходу приводят только к тому, что конечный результат все больше и больше отодвигается. Не берусь сейчас говорить о школьном образовании (как по мне, школа сейчас превратилась в "детохранилище"), попробую остановиться на высшем (и немного на ЕГЭ, как связанным с ним).
- Собственно ЕГЭ. До сих пор я так и не услышал внятной аргументации по поводу того, почему наличие единых требований к оценке выпускных/вступительных экзаменов (а именно это и есть ЕГЭ) - это плохо, а ситуация, когда в каждой школе и вузе были свои (а именно такое было до введения ЕГЭ) - это хорошо. Как правило, люди, критикующие ЕГЭ имеют ввиду тестовую систему, которую понимают на уровне "тест - это угадайка". Безусловно, тесты не являются идеальной формной проверки качества образования (специально говорю не о "знаниях"), но собственно идеальной и не существует. Совершенно не понимаю, чем решение задач, в которых есть известный ответ, отличается от открытого текста (если уж не нравится "угадайка"). Форму ЕГЭ можно совершенствовать (что и происходит все годы его существования), но принцип: единые требования на всем образовательном пространстве страны, как мне кажется, должен быть очевидным.
- Бакалавриат/магистратура VS специалитет. Кто-то может объяснить, чем пятилетний специалитет, по итогам которого выпускается "учитель истории и обществознания" отличается от пятилетнего двухпрофильного бакалавриата, по итогам которого выпускается "учитель истории и обществознания"? Если смотреть на все последние изменения, то разница в том, что у бакалавра будет больше часов практики, чем у специалиста. Это плохо, что школьный учитель проходит больше практики? Собственно тут снова спор о форме, а не о содержании. Дескать за четыре года нельзя научить специалиста… А чему? Собственно какого специалиста мы хотим научить? Чем он в итоге должен владеть? Хотим, чтобы образование было фундаментальным "как в СССР"? Так с современным уровнем развития науки для получения фундаментальных знаний надо учиться всю жизнь. Хотим, чтобы человек был способен всю жизнь учиться и работать в условиях постоянных изменений? Так умение учиться вообще-то в школе должно закладываться. Соответственно прежде, чем мы поймем, какая должна быть цель у высшего образования, менять его форму совершенно бессмысленно. И, кстати, а должна ли у высшего образования быть только одна цель, или их может быть много и под каждую из них имеет смысл заводить свою систему? А может вообще следует сделать упор на многочисленные специальные курсы на образовательных платформах?
- "Традиционное". Собственно восхищение советской системой образования во многом связано с игнорированием озвученного выше момента об отложенности результатов на 25-30 лет. Безусловные успехи (ядерная промышленность, покорение космоса и т.д.) были осуществлены людьми, получившими образование либо в 1920-е годы, либо даже раньше, еще в Российской империи. Но в 1920-е годы вообще нельзя говорить о существовании единой системы образования - это было время многочисленных экспериментов, подарившее нам выдающихся педагогов: Макаренко, Блонского, Сорока-Росинского, Шацкого и других. Смогли бы они добиться успехов в рамках жесткой системы, сложившейся во второй половине 1930-х? Причем сами эти педагоги получили образование вообще в Российской империи - значит ли это, что надо вернуться к еще более "традиционной" системе (которая привела к появлению Менделеева, Павлова, Ключевского и многих других)? Или же надо перестать смотреть назад и по сторонам, а начать строить совершенно новую систему, учитывающую современные реалии?
В общем вопросов у меня куда больше, чем ответов. Но мне кажется, что пока от споров по поводу формы не перейдут к обсуждению концептуальных вещей, воз будет не только стоять на том же месте, а постепенно просто уйдет под землю.