Есть вполне закономерный и частый вопрос – в процессе обучения падает концентрация, пропадает фокус и учиться становится тяжело, что с этим делать? Это тот самый момент, когда не получится себя настроить на учебу и выехать на морально-волевых. Потому что концентрация и фокус – вещи во многом про физиологию человека, а не про мотивацию.
Что делать?
Первый набор действий – про физику и химию процесса.
- Следить за количеством и качеством сна. Мало спали – учиться сложнее. Сон и обучение очень тесно связаны, недосып на концентрации сказывается незамедлительно. Потому, если вы сами планируете учиться глубоко и интенсивно, или у вас дети активно учатся – сначала нужно планировать сон и отдых, потом – учебу.
- Физическая активность. Физкультура нужна мозгу для поставки кислорода. Кислород нужен для всех процессов, включая концентрацию. Нет физкультуры – нет фокуса. Потому в период активного обучения у любого человека должно быть не менее 1 часа активной физической нагрузки в сутки. Если это просто прогулки, то лучше 2 часа.
- Питание. Слишком мало еды – мозг о ней думает. Слишком много еды – мозг вообще думать перестает. Потому питание для обучения нужно регулярное и такое, чтобы мозг от объема и свойств продуктов не отключался.
Теперь немного советов про практику применения всего написанного:
- Лучше всего будет, если вы поймете в какое время вам комфортнее учиться. Утром или вечером? Или днем. И пробовать подстроиться под свой ритм.
- Идеальной жизни не бывает и чаще все мы учимся вечером. Потому тут нужно мозгу помочь: прогуляться перед учебой или походить где-то, не пить много кофе (от него толку все равно не будет), обеспечить себе перед этим нормальный сон. Прогулка очень помогает (но не длинная, чтобы не устать).
Дальше – про поддержку и сохранение концентрации в процессе:
- Убрать все уведомления. Телефон, браузер, почта. Все то, что что-то вам отправляет, на время обучения лучше выключить. Каждое уведомление – отвлечение и переключение внимания. Переключение внимания – расходование ресурса мозга зря. И тишина вокруг тоже важна.
- Правильное рабочее место. У меня это свободный стол, блокнот, ручки и маркеры и стикеры. И убрать все лишнее. И лучше стол, чем диван, потому что это заставляет собраться.
- Удобный стул. Мозг работает эффективно до тех пор, пока пятой точке на стуле удобно сидеть. Как становится неудобнее, эта мысль становится намного важнее обучения.
- Список учебных задач. Это может быть полезным ритуалом и стартом обучения – составить список того, что сегодня нужно в обучении сделать: прочитать, написать, ответить. Чем мельче задача, тем лучше, не дает уплывать.
- Разминка каждые 30-60 минут. Хотя бы встать и пройтись по комнате.
Очень важно реалистично оценивать свои возможности. У вас есть 2 часа и есть опыт того, сколько вы реально за 2 часа можете сделать. Это и нужно запланировать. Чем больше перед вами задача, тем сложнее ее воспринять и тем страшнее, что ее не получится сделать. И голова больше занята этой проблемой, чем самим обучением. Лучше уменьшить задачу и написать дополнительно 2-3 задачи, которые вы сделаете, если успеете все быстрее. Получится перевыполненный план, а это всегда отличая мотивация дальше.