Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
педагогический дизайнер, CEO eLearning Center  · 23 мая 2023

Как я учусь?

Как я учусь?
Выступала тут про эффективность обучения, жду вопросы из зала. Отвечаю на один, на другой, даже на третий. И тут - “Елена, вопрос не в тему выступления. А как вы сами учитесь?”. Ответила, конечно, но вдруг подумала - действительно пора рассказать.
Как же я учусь?
Хочется сказать - никак. Потому что после окончания первого вуза ни одного дня в своей жизни не училась. Я исследую, разбираюсь, погружаюсь в любимые и не очень темы, решаю задачи. И как-то в этом всем и не заметно какого-то формального обучения. Просто процесс открытий.
Но все же - как?
  1. Книги. Я много читаю. Это мой самый главный источник знаний. Я читаю цепочками - одна книга тянет другую. Стараюсь подобрать цепочку так, чтобы авторы или дополняли друг друга или спорили. Книги выбираю тщательно, по отзывам и блогу автора, если есть. Краткое содержание никогда перед чтением не читаю - оно создает иллюзию беглости, вроде как поняла все, зачем читать.
  2. В каждой книге я делаю очень много заметок. Если книга зашла, то читать я буду ее медленно, потому что на каждой странице буду делать десятки заметок. У меня есть отдельный блокнот чтения, куда я записываю все, что мне важно и интересно. Записываю всегда в контексте применения - где и как я могу применить то, что я прочитала. И часто сразу вношу в ежедневник - рассказать коллегам, написать текст, внести в какой-то документ. Таким образом создается практический контекст, мысль не выпадает.
  3. Тему, которая меня зацепила, я исследую. Ищу блоги и подписки, чтобы создать себе среду, подписываюсь на все, что кажется полезным. Когда я только начинала свой путь в e-learning, я подписалась на все возможные блоги западных практиков и авторов книг. И читала все это постоянно. Сейчас кто-то уже не пишет, но за большинством практиков я слежу. Мне кажется, что иначе сложно погрузиться в тему, одного источника недостаточно.
  4. Я смотрю качественные видео-лекции. Смотрю немного, но то, что будет вдохновлять. В лекциях всегда обращаю внимание не только на контент, но и на манеру подачи. Тут учусь как лектор и спикер. Никогда не смотрю на ходу, только с блокнотом.
  5. Обучение я покупаю редко. Обычно 1 раз в год или 2. Мне должно очень сильно запасть в душу. И автор должен быть мне знаком и интересен. И вопрос должен быть очень актуальным. Зато я внимательно изучаю все программы обучения и начинаю изучать все по структуре, которая там есть. Формальное обучение больше всего люблю не за экспертный взгляд, а за логику и структуру.
  6. Я очень внимательно слушаю всех вокруг. Любые мнения, высказывания, рассказы - все собираю. И внимательно наблюдаю - все самые интересные открытия я сделала в роли наблюдателя.
Но, наверное, самое главное - я не боюсь не знать и проявлять глупость. Я готова признать, что не читала какой-то очень известной книги, не слышала про какого-то значимого ученого - и делаю я это с удовольствием. Признание собственного незнания было очень пугающим в начале. Это очень большая уязвимость. Но немного практики - и я поняла, сколько открытий можно сделать, когда ты чего-то не знаешь. Учиться можно как угодно, но есть только одно условие - признавать свое незнание и понимать, что твои убеждения могут быть неверными и с ними можно прощаться. Вот на собственном незнании я и учусь.