Нетология провела исследование среди людей от 45 до 65 лет - хотели выяснить, как они относятся к обучению и готовы ли учиться. Данные радостные, только 7% опрошенных уверены, что в их возрасте учиться уже поздно. 45% обучение любят и считают его частью своей постоянной жизненной активности.
По данным исследования можно сделать вывод, что люди в выбранной возрастной группе (от 45 до 65) предпочитают классические форматы: 46% про онлайн обучение слышали, но никогда таким образом не учились. А пробовали онлайн обучение 34%.
Самостоятельно изучали в онлайн формате следующее:
- иностранные языки и продажи, обучение на производстве (по 17%),
- ИТ (16%),
- медицину, образование и другие подобные специальности (15%),
- финансы и налоги, творчество, маркетинг и PR (по 14%);
- и достаточно много курсов категории “лайфстайл” - кулинария, правильное питание, спорт, здоровье, красота и духовные практики.
Главная цель обучения по словам опрошенных - найти дополнительный источник заработка. Следом за ним: дополнительные навыки в своей профессии и требования государства и работодателя. Скорее всего две последние группы можно смело сложить в одну, потому как дополнительные навыки в своей профессии тоже продиктованы местом работы.
Исследование очень наглядно подтверждает главные принципы обучения взрослых:
- Учатся, когда обучение решает насущную и актуальную задачу;
- Учатся, когда очевидно практическое применение изученного;
- Учатся, когда есть жизненная необходимость.
Ничего нового (и это прекрасно) - люди учатся все также. Но вот на что нужно обратить внимание, так это на то, что для более старших целевых групп обучение должно обладать определенными характеристиками:
- Дополнительные возможности для тех, у кого слабеет зрение. Возможность увеличивать шрифты и контраст, возможность перевода текста в звук или звук как альтернативый формат курса.
- Более формальное обращение к слушателю. Не все представители этой возрастной группы будут легко воспринимать обращение на “ты” в курсе, потому что это противоречит всем академическим традициям.
Теперь про методику для старшего поколения:
- Опираться принципы обучения взрослых придется обязательно. Учитывать опыт, понимать мотивацию к обучению (основанную на опыте и задачах), ориентировать обучение на практическое применение.
- Понимать, что чем старше человек, чем больше у него внутренних источников мотивации. Внешние источники влияют все меньше и меньше. Независимость от мнения окружающих приходит именно с возрастом.
- Вовлекать в планирование обучения, в определение тем и направлений. То, что для молодого и не опытного слушателя будет достаточно трудно, потому что он еще не сильно понимает, что ему нужно, для взрослого и опытного - обязательно, привычка принимать решения за себя берет свое.
- Осознавать, что такие слушатели ориентированы на более глубокое погружение, чем на моментальный эффект от обучения. В такие чудеса уже никто не верит.
- Оптимизировать скорость обучения, потому как это единственное, что может отрицательно сказаться на результате. Оно должно быть медленнее и размереннее (хотя, если честно, такая манипуляция не повредит и более молодым).
И еще важно: по данным различных нейрофизилогических исследований - интеллект, то есть накопленные опыт и знания, с возрастом остается стабильным. Потому учить и учиться можно и нужно в любом возрасте.