О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА "ТРИВИАЛЬНЫЙ"
Помню, слово «тривиальный» было очень популярным среди студентов университета, особенно на младших курсах. Вслед за преподавателями мы тогда важно говорили «тривиальное решение», «тривиальные преобразования»… О происхождении этого слова мы тогда не задумывались.
Как я заметил, в повседневной жизни слово «тривиальный» почти не допускает разночтений. Люди понимают его так, как написано в современных толковых словарях, например, в словаре Ожегова: «ТРИВИАЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Неоригинальный, банальный. Тривиальная мысль. || сущ. тривиальность, -и, ж.». Однако мало кто может правильно объяснить происхождение этого слова, по-ученому говоря, дать его этимологию. Конечно, любознательный читатель может заглянуть в какой-нибудь этимологический словарь, например, в уважаемый «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера, и прочитать там: «тривиальный. Через нем. trivial или франц. trivial – то же из лат. trivialis «то, что валяется на большой дороге»: trivium «перекресток трех дорог»».
То, что в объяснении всплыло понятие дороги, не удивительно: в составе слова «тривиальный» отчетливо произносятся два латинских корня: tri – «три» и via – дорога. Этот мотив дороги, площади слышится и в объяснении происхождения слова «тривиальный», данном в «Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», составленном А.Н. Чудиновым в конце девятнадцатого века: «(лат. trivialis - находящийся на распутье, на публичной дороге). Пошлый, площадный; простонародный, грубый».
То же объяснение можно найти и в еще более раннем словаре А.Д. Михельсона: «лат. trivialis, собственно находящийся на открытой публичной дороге. Пошлый».
Казалось бы, все ясно: «тривиальный» - это то, что валяется на дороге, под ногами, и каждый может его поднять. За таким объяснением стоят авторитеты словарей, выдержавших проверку временем. Кто же сейчас будет спорить с самим Фасмером? И все же одна деталь мешает безоговорочно поверить этой версии. Почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог? А то, что лежит на перекрестке двух – уже нетривиально?
Если физическая теория не объясняет хотя бы одно явление, то надо искать новую, более совершенную теорию, ставящую все на свои места. В нашем случае такое новое объяснение найти не сложно – достаточно оторвать взгляд от пыльной дороги и заглянуть, например, в античную или средневековую школу, где получали образование «свободные люди». Что же нужно было тогда изучить, чтобы считаться образованным человеком? Минимум учебных предметов, которые надо было пройти, назывался «семь свободных искусств» и состоял из двух циклов: тривиум и квадривиум. Нетрудно догадаться, что тривиум состоял из трех предметов, а квадривиум – из четырех. Для тривиума (как мы помним, trivium – три дороги) это грамматика, риторика и диалектика. Математику начинали изучать во втором цикле, квадривиуме (quadrivium – четыре дороги). Он состоял из арифметики, геометрии, астрономии и музыки.
С учетом такого значения термина «тривиум» становится понятной и логичной иная этимология слова «тривиальный». Так обозначали раньше вещь, которую поймет человек, прошедший первый цикл начального обучения, т.е. освоивший тривиум. Другими словами, вещь не сложную, для понимания требующую минимального образования. При таком объяснении проблема «двух дорог» не встает. Дорога здесь вообще имеет иной смысл – не пыльный тракт, не базарная площадь, а путь к свету, к знаниям.