Чтобы ни говорили о важности или бесполезности школьных оценок, они остаются по-прежнему определенным средством воспитания и мерилом освоения образовательной программы учениками, инструментом их мотивации, одним из критериев эффективности работы педагога. На самом деле, по сути, «оценка» — более субъективное и потому относительное суждение. Ведь главная характеристика любого учащегося состоит в приобретенных знаниях, умениях, навыках, это реальные знания по тем дисциплинам, которые понадобятся ему для дальнейшей учебы в вузе либо колледже. Отметки, полученные до десятого класса, особо не влияют на это. Оценки за десятый и одиннадцатый классы важны с точки зрения поступления на бюджет вуза, а за восьмой и девятый — для участия в конкурсном отборе в среднее специальное учебное заведение.
Нельзя забывать, что иногда оценки выражают личное мнение преподавателя и, к сожалению, не всегда объективное. Есть масса примеров о «незаслуженных пятерках» и «незаслуженных двойках/тройках», которые были заложены в начальной школе и затем продолжились в старшей. Выставление оценок – это очень деликатный процесс, и на педагоге лежит большая ответственность в плане сохранения психического/психологического состояния ребенка. В данном контексте надо признать, что система выставления отметок в наших школах не учитывает эти и иные факторы. К примеру: двоечники/троечники и хорошисты/отличники воспринимают учебный материал и умеют его использовать на практике по-разному. То есть если четверку получает отличник, то это воспринимается как временная неудача (регресс), а для троечника – личное достижение (чуть ли не рекорд), ради чего он старался и потратил много сил. В системе оценивания школьников некоторых стран (Великобритания) этот нюанс (прикладываемые усилия) учитывается и поощряется. Таким образом можно решить две проблемы:
- сделать оценку более адекватной (объективной), отражающей успеваемость ученика;
- ориентировать учителей на более внимательное и деликатное отношение к системе оценивания.
Несмотря на двойственный характер суждений о месте и роли оценок в школе, нельзя ими пренебрегать, но и преувеличивать их значение тоже нежелательно. В конце концов не оценки делают школьника хорошим или плохим, а совсем другое.