Основной когнитивной задачей маленьких детей является познание окружающего мира и способов взаимодействия с ним. Они испытывают удовольствие от деятельности, позволяющей им учиться жить в этом мире. Поэтому им вообще нравятся объекты, которые ощутимо и предсказуемо реагируют на их действия. Например: выключатели и пульт от телевизора, а для детей постарше — спички. Младенец может долго и радостно играть, включая и выключая настольную лампу, но когда в мозгу уже сформирована устойчивая связь между нажатием на выключатель и включением света, эта игра ребёнку «наскучит».
Планшеты же и смартфоны предоставляют множество разных способов взаимодействия от простого включения и выключения или листания фотографий в фотоальбоме до игр разного уровня сложности.
В результате для ребёнка интерактивная цифровая техника оказывается источником радости познания и изучения операционных навыков, развивается привыкание.
Но в этом, очевидно, кроется опасность — чем больше времени ребёнок тратит на изучение виртуального мира планшета, тем меньше времени у него остаётся на знакомство с реальным миром. Более того — реальный мир может показаться ребёнку скучным, потому что обычно не так оперативно и ярко реагирует на воздействие.