Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Математик, кандидат физико-математических наук, учитель, преподаватель, медиа-художник  · 12 июн 2021  · dothingspushthings.tilda.ws

ЕГЭ-2021

Прошел ЕГЭ по математике, прошли проверки, результаты будут совсем скоро, а потом и апелляции.
Я обещал немного рассказать о своих впечатлениях и мыслях.
Но сначала небольшой дисклеймер.
О многих вещах я как эксперт говорить не могу, поэтому давайте заведомо договоримся, что мои рассуждения носят оторванный, теоретический характер. Кроме того, я воздержусь от суждений в духе хорошо/плохо, потому что, во-первых, это не решает никаких задач, во-вторых, не очень пристало мне это.
Прежде всего немного известных вещей о процедуре проверки. Сданные школьниками работы сканируются, им присваивается код и в электронном виде они уходят в БД. Для предметной комиссии их распечатывают пачками по 10 штук, при этом работа идентифицируется только кодом, никаких имен, фамилий, школ и прочего на работе нет. Каждая работа попадает как минимум к двум разным экспертам. Если либо возникает серьезное (2 и более) расхождение по баллам, либо кто-то из экспертов не заметил какое-то задание и поставил "крест" в соответствующее поле, работа отправляется на т.н. третью проверку, в ходе которой старший эксперт (или выше) выносит решение по спорным заданиям. Таким образом получается, что каждое ваше задание проверяют независимо друг от друга как минимум 2 человека. Это позволяет снизить человеческий фактор. Вторая практика, которая этому способствует - перемешивание работ между регионами. Насколько я понимаю, все еще основная масса работ в каждом регионе проверяется своих, но конкретными цифрами не располагаю.
В чем, по большому счету, состоит основная задача любой комиссии по проверке и ее председателя? Чтобы объяснить, отвечу вопросов на вопрос. А как вообще нужно проверять единый государственный экзамен, построже или полояльнее?
Ответ такой: это не очень важно, важно, чтобы одинаково. То есть баллы за конкретную работу не должны зависить от региона проверки, от личности эксперта, от его настроения и так далее, все должны быть проверены на одинаковых условиях.
Надо понимать, что проверка состоит из двух слоев. Во-первых, есть официальные критерии. Они как правило довольно лаконичны, их невозможно обойти при проверке, они постоянно совершенствуются. Например, раньше по демовариантам можно было заметить пункты критериев сводящиеся к недостатку обоснования. Это пункт, к которому можно свести огромное количество вещей, от недостатка ОДЗ в уравнении/неравенстве до полного отсутствия решения. Сейчас такого пункта нет. Вместе с критериями у эксперта есть образцы решений, но никто не обязан решать именно тем способом, который там описан (хотя часто он наиболее вероятный).
Никакие критерии не могут вместить все многообразие решений и форм их записи, которое сдают школьники. Даже простенькое неравенство, которое содержательно решается в три-четыре строки, может быть решено десятком способов, а записать каждый этот способ можно тысячей разных вариантов. По этой причине только критериев всегда недостаточно.
Эксперты проходят обучение, призванное повысить согласованность подходов, результаты их обучения оцениваются. Перед проверкой проводятся вебинары с Москвой. Наконец, сами комиссии проговаривают сложные моменты и договариваются о том, как трактовать ту или иную ситуацию. Это самый горячий момент - представьте себе 50-100 учителей математики с большим стажем, которые находятся в одном помещении и им объясняют, что за отсутствие ОДЗ мы не снижаем (пример из головы). Спорные моменты все равно в ходе проверки возникают. Собственно, дальше эксперты методично проверяют работу за работой несколько дней, и про общее устройство процедуры, я, наверное, закончу. Есть еще много нюансов, но не все они интересны и не про все я могу говорить.
Теперь немного о мыслях, которые есть у меня по результатам текущего года (и нескольких последних).
  1. Если бы меня как тренера или репетитора попросили дать совет, я бы порекомендовал не "закапываться" в одну задачу. Дело вот в чем. ЕГЭ пишут 3 часа 55 минут (такое странное время связано с тем, что если держать где-то детей 4 часа, то их положено кормить, а этим никто заниматься не хочет). Времени вроде бы и много, а все же ограниченно. Да и силы не безграничны. В этих условиях набрать "по верхам" явно более результативная стратегия. Например, в 14 и 16 номерах (стереометрия и планиметрия) получить 1 балл достаточно легко, а вот вычисления там весьма неприятные. То же касается и 17 и 19 номера - в 17 уже верно построенная математическая модель дает 1 балл и сделать это можно довольно быстро, а в 19 очень часто пункт а). можно сделать быстрым подбором и этого достаточно. В то же время, опять же, счет в 17 иногда очень неприятен, а пункты б). и в). в 19 без некоторого олимпиадного опыта только съедают ваше время
  2. Есть такое понятие как арифметическая ошибка. Вопреки распространенному мнению, это не глупая и мелкая ошибка, это ошибка в одном из четырех действий - неправильно сложил, вычел, поделил или умножил. К арифметическим ошибкам и критерии, и вебинары предлагают относится лояльно и часто на них можно потерять только 1 балл. Но есть нюанс - чтобы эксперт мог понять, что ошибка именно в арифметике и она одна, он должен видеть ход ваших вычислений. Отсюда возникает еще одна рекомендация - писать вычисления в явном виде (то, от чего детей часто отучают). Прямо столбиком.
  3. В целом отношение очень лояльное. В последние годы правда очень простые задачи по геометрии (в доказательной части), ощутимо упрощаются экономические задачи.
  4. По некоторой статистической выборке работ можно сделать такой вывод (я обещал без оценок, помните?) - значительный процент школьников воспринимает геометрию натурально как магию. Учитель делает пассы руками, говорит волшебные слова, бах - результат готов. И решать пытаются также - произносим волшебные слова, машем руками, авторитет подкрепляем именными теоремами. Алгебру многие из них воспринимают как ментальную хореографию - есть определенный набор заученный танцев и мы танцуем те из них, на которые нам намекает ситуация. Иногда можно на лету скомбинировать мазурку с хаусом, получается... ну, по всякому. Рефлексии происходящего нет. И надо сказать, что научиться танцевать не рефлексируя существенно проще, чем научиться магии (что рефлексируя, что нет).
  5. Очень часто люди страдают от лишнего написанного. Если уж мы пишем ОДЗ (и не важно, написано ли само слово "ОДЗ", важна суть), то стоит писать его правильно, в противном случае можно поймать 0 за задание - на арифметическую ошибку никак не спишешь.
  6. Еще одна мысль, которая мне пришла уже лет пять как - есть большой пласт работ, где люди очень явно нервничают и дергаются. Обычно это работы с очень хорошим почерком, но почти всегда видно, где что-то пошло не так. Я и сам знаю людей, которые пробники пишут на 90+ стабильно, а экзамены сдают на 60-70. Понятно, что это ужас-ужас. Человек загнан, боится и срывается на экзамене или чуть раньше. Это требует большой, долгой и сложной работы, причем не внутри содержания математики - это работа психолога. Педагоги довольно редко могут эту работу на себя взять (да и должны ли), школьные психологи часто перегружены бумагами. Что с этим можно сделать - это может быть какая-то внешняя психологическая практика. И, кстати, сильно подозреваю, что эта практика часто нужна и родителям.
Немного резюмируя. На мой взгляд, для неплохо подготовленного школьника, только что перешедшего в 11 класс, основной секрет успеха лежит не в плоскости математики. Понятно, что не зная математику сдать ее нормально нельзя. Но. Крепкая психика и качественное управление проектом (а что такое сдача экзамена, как не проект) - планирование, организация, подбор источников и преподавателей, знание самого экзамена и где чего писать и не писать - может дать очень хороший результат.

Спасибо за такую обстоятельную статью. Материал очень ценный.

<<Но. Крепкая психика и качественное управление проектом (а что такое сдача экзамена, как не проект) - планирование, организация, подбор источников и преподавателей, знание самого экзамена и где чего писать и не писать - может дать очень хороший результат.>> У меня нет уверенности, что ЕГЭ должен проверять сильная или слабая организация нервной система у 16-летнего ребенка.

Сертификационный тест любой крупной ИТ компании (IBM,Oracle,RH,Mirantis) построен таким образом,чтобы проверить способность тестируемого принимать правильное решение сложного вопроса в стрессовой ситуации.

Для чего это делается ?

Эти люди (сертифицированные) могут получть позиции в ИТ саппорте крупных компаний и от правильности принимаемых ими решений зависят размеры убытка корпорации. Это высоко-оплачиваемая работа,небезопасна для здоровья

людей, даже имеющих сильную организацию нервной системы.

Я сдал 3 таких теста (IBM) и проработал около 4 лет в таком режиме. Но сейчас Я сомневаюсь в том , что сделал правильный выбор, потому что ценой его может стать Ваша жизнь. В действительности, есть целый спектр профессий такого рода. Прекрасный врач кардиолог и диагност может оказаться абсолютно непригодным даже к работе на "Скорой Помощи". Не каждый командир экипажа на обычных авиа-линиях ( даже очень опытный) , сможет испытывать последние модели истребителей.

@Борис Державец, знаете, у меня тоже нет такой уверенности. Но вот проверяет.

Много лет готовлю детей к ЕГЭ.Хоть и не эксперт ЕГЭ могу сказать, что ни разу за правильную модель в 17 не поставили правильный балл.А вот 0 за полностью верное решение ставили.Когда ребенок подал на апеляцию , пояснили, что не написано, чтоS-это кредит.И даже балла не дали.А у всех остальных по этому же решению 3 балла.Я эксперт по ОГЭ и знаю,что требования к проверке жуткие, поэтому отказалась от эксперта, мои представления о предмете сильно разнятся с этой проверкой.Хотя детей вынуждена готовить сообразно этим требованиям.

@Людмила, а где вы территориально, если не секрет?