Конфликтологический анализ действующего законодательства в сфере здравоохранения показывает, что некоторые статьи предписывают врачам и пациентам разные стратегии поведения в конфликте и утверждает своего рода неравенство сторон в медицинском конфликте. Врачу предписывается стратегия избегания конфликта, прекращение взаимодействия с пациентом в случае неприемлемости поведения последнего, пациенту же, в случае неприемлемости поведения врача, предлагается стратегия конфронтации. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала (ст.6), в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме (ст.22 ФЗ-323). Такие оценочные высказывания как «уважительное отношение», «деликатная форма» являются субъективными, а вкладываемые в них понятия могут видоизменяться при восприятии, что создает неоднозначность критериев оценки и предпосылки для развития конфликта. Так, например статья 6 ФЗ – 323 прямо заявляет о приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуемого путем
- соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинских организаций;
- оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
- обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
- организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
- установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
- создания условий, обеспечивающих возможность посещения и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
«При оказании медицинской помощи врач должен исходить из принципов свободы личности с учетом особенностей и уважения к культурным и религиозным убеждениям пациента. Вместе с тем культурно-религиозная среда в некоторых случаях может стать препятствием к оказанию медицинской помощи и задачей врача является преодоление данных препятствий без умаления достоинства пациента и нарушения его идеологии. Например, у мусульман, врач-мужчина не имеет права осматривать женщину, если при этом не присутствует ее близкий родственник. Иудаизм запрещает сообщать больному о его диагнозе, а переливание крови возможно только в том случае, если это не приводит к ухудшению состояния здоровья донора и является добровольным актом. Католицизм предусматривает, что все медицинские вмешательства должны быть направлены на сохранение жизни и допустимы, если нет альтернативных методов лечения. В православии разрешены пересадка кожи или переливание крови, если при этом донору не причиняется вред. Протестанство практически никак не регламентирует деятельность врача, оговаривая лишь, что она должна быть компетентной и гуманной. Под уходом за больными подразумевается удовлетворение его потребностей и создание оптимальных условий жизни – санитарно-гигиенических, бытовых условий, а также улучшение его эмоционального состояния» говорится в комментарии к Федеральному закону №323. Никто не умаляет важности соблюдения всех этих принципов, но должно ли это быть закреплено законодательно в качестве приоритета при оказании медицинской помощи, создавая не просто предпосылку для возникновения конфликта, но и неустранимые, на мой взгляд противоречия при выборе тактики ведения пациента, порождает обязательность изучения врачами требований всех мировых религий, обычаев и устоев различных народов, иначе врач рискует неминуемо нарушить закон.