Российское законодательство накладывает бремя ответственности за состояние газового оборудования на собственника помещения, в котором оно расположено. Если выясняется, что счетчик не работает, истек срок его службы или повреждена пломба, оплата услуг будет осуществляться по общему нормативу. Кроме того, с высокой вероятностью потребителя ждет перерасчет стоимости поставленных ресурсов за последние 6 месяцев, и сумма эта может оказаться немаленькой. Поэтому необходимо следить за работоспособностью приборов учета и своевременно менять их.
Основные причины замены счетчика?
Обычно газовые счетчики работают исправно, если нормально эксплуатируются и не подвергаются физическому воздействию. В таком случае причиной их замены является истечение срока службы, указанного в паспорте прибора. Продолжительность такого периода напрямую зависит от типа устройства, его изготовителя и принципа действия. Так как со временем возрастает погрешность измерений, счетчики используются не дольше 12–20 лет.
Кроме того, они могут выйти из строя значительно раньше, поэтому регулярно проводится проверка их работоспособности. Она осуществляется сотрудниками региональной ресурсосберегающей организации или аккредитованными компаниями, но инициирует и оплачивает работу потребитель. Такие приборы проверяются раз в 4–12 лет.
Если в результате проверки выявляются дефекты конструкции и неисправности в работе, необходимо незамедлительно поменять счетчик. Как правило, поломки возникают в результате неправильной эксплуатации (например, использование прибора, пропускная способность которого ниже необходимой, отсутствии фильтрации и подобное).
Среди наиболее распространенных сбоев можно выделить:
- остановка фиксации показателей расхода топлива;
- появление периодических перебоев в работе;
- невозможность считать данные с цифрового дисплея;
- наличие утечки газа рядом со счетчиком.
Еще одним основанием для замены учетного оборудования является повреждение (или отсутствие) пломбы. Собственник обязан своевременно сообщить о возникшей проблеме в газовую службу. Если срыв пломбы обнаруживается в результате проверки, устройство отправляется на экспертизу, а потребитель может быть привлечен к административной ответственности. Самостоятельно производить опломбировку и замену неисправного счетчика запрещено!
Кто может поменять прибор учета и как это происходит?
Монтаж нового оборудования осуществляется только квалифицированными специалистами, являющимися представителями аккредитованных организаций. Собственник жилого помещения приглашает мастера, который должен подтвердить необходимость замены. Кроме того, он дает рекомендации по приобретению того или иного устройства, но покупкой нового счетчика занимается потребитель.
В заявке, подаваемой заказчиком, указываются его паспортные данные, адрес, прилагается копия технического паспорта старого счетчика, с указанием срока его работы. Может понадобиться правоустанавливающий документ: свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, выписка из ЕГРН или договор купли-продажи. Технический план помещения (из БТИ или МФЦ). Владельцам частных домов — утвержденный проект газификации. При наличии всех документов между сторонами заключается договор на оказание услуг.
Заказчик должен подготовить всю документацию, касающуюся прибора учета, и обеспечить свободный доступ специалиста к зоне монтажа. После подключения оборудования сотрудники компании заполняют и предоставляют собственнику акт выполнения работ и свидетельство о запуске прибора. Эти документы и техпаспорт устройства необходимо сохранять в течение всего периода эксплуатации. Счетчики пломбируются на месте или в течение 5 рабочих дней.
При аккуратном использовании приборов учета потребители очень редко сталкиваются с необходимостью их замены. Это простая и полностью отлаженная процедура, не требующая от потребителя значительных трат времени и денег. Рекомендуется вызывать мастера и осуществлять замену неисправного оборудования при выявлении первых признаков поломки.