На прошлой неделе впервые примерила на себя роль эксперта, который оценивал публичные отчеты региональных НКО. Это было полезно, так как я почерпнула важные моменты для своих отчётов в будущем.
Общие недостатки:
1. Нет качественных результатов проектов или программ. Многие пишут только количество: сколько провели, сколько пришло, скольким помогли. А вот как качественным образом повлияла деятельность НКО, что поменялось и как это оценили - нет. Тут могут помочь опросы и отзывы. Ссылки или несколько скринов хорошо бы добавить.
2. Количественные результаты не всегда представлены ярко, а сливаются с основным текстом. Круто, когда это инфографика или просто цветные крупные числа.
3. Нет информации про медийность организации, то есть ссылок на публикации в СМИ или соцсетях, общие данные по охватам и упоминаниям. А это тоже интересно.
4. Нет отзывов партнёров и спонсоров, а это тоже важно, когда есть впечатление тех, кто финансами и ресурсами помог НКО.
5. Поступления и расходы даются в общем виде без деления на категории. В идеале порядка 10 категорий в расходах, например, оплата труда, налоги, аренда оборудования, полиграфия и пр. Поступления разбить от кого и каким образом, условно, услуги бизнесу, гранты от фондов, пожертвования физлиц и пр.
Ниже приведу критерии из положения о конкурсе, это тоже то, на что стоит опираться, когда готовишь отчёт. Задавать себе вопрос: есть ли это у меня.
* Предназначение организации: что представляет собой организация, чего хочет добиться, что делает, какова её миссия и цель.
* Команда организации: как устроена структура, кто работает и чем занимается.
* Деятельность организации: что делала организация за год, какие программы/проекты реализовала, какие услуги оказала, география деятельности.
* Бюджет организации: объем и структура доходов и расходов; как использовались добровольцы, привлеченные специалисты.
* Информация о мониторинге и оценке деятельности организации: количественные и качественные результаты, анализ сделанного, оценка эффекта своей деятельности.
* Наличие мнения сообщества, партнеров, целевых групп или клиентов: опросы и отзывы.
* Оформление и структура отчета: насколько понятен язык, нет ли в описании ошибок; хорошо ли отчет структурирован, логично ли выстроен; нет ли лишнего.
Уже сейчас стоит озадачиться накоплением нужной информации: начать вести финансы правильно, собирать отзывы, проводить опросы.
Желаю вам идеальных отчётов!