Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему, несмотря на все достижения науки, религия в XXI веке остаётся востребованной и переживает подъем в локальных традициях?

ИсторияРелигия+2
Евгений Харитонов
  · 2,5 K
Кинолог и язычник  · 21 сент 2021
Ни целью науки, ни побочным эффектом не является антирелигиозность. Науки (кстати это обозначение довольно разных вещей) в принципе заняты внерелигиозными вещами, чаще всего отвечая на вопрос "как что работает", и параллельно задаваясь вопросом "как из этого извлечь пользу?". То есть разобравшись с вопросом "Как появился человек?" и "Как появилась вселенная" мы никак не приблизимся к ответам на вопросы "Зачем появился человек?" и "Зачем существует вселенная?".
В то же время следует помнить, что наука не сильно меняет окружающий нас мир, ровно как и человека. Мир, за последние десять тысяч лет не особо сильно изменился. Небо всё ещё над головой, земля ещё под ногами. По небу днями движется солнце, а ночами луна, и так далее. Мир ровно тот же и живёт ровно так же как и раньше. Человек за этот период тоже совсем не изменился. Две руки, две ноги, те же потребности, те же страхи и заботы. Единственное, что за это время изменилось (в том числе и с достижениями науки) это культура, то есть окружение человека. С религиозной точки зрения это сущая мелочь, появление айфона в кармане никак не повлияло на отношения человека с богами, или отношения человека и мира.
В то же время религия изначально появилась с несколькими задачами. Это задачи как личного характера (касаются индивида), так и общего (касаются социума).
На уровне индивида религия помогает человеку свыкнутся с собственной смертностью. Во-первых осознать, что все мы смертны, ведь все это знают, но мало кто осознаёт, во-вторых подготовиться к своей смерти и тому, что, вероятно, будет дальше. XXI век на дворе, а, не смотря на достижения науки, каждый из нас может умереть, буквально, завтра. При этом люди боятся смерти, или отрицают свою смертность, мол: "это может случиться с кем угодно, но не со мной". И уж точно никак не готовятся к смерти, думая что это забота и работа родственников - правильно вас хоронить и делить тут ваше наследство.
На уровне индивида религия помогает человеку с философскими вопросами, о смысле жизни, цели человека и его месте в мире.
На уровне индивида религия закрывает столь частую потребность человека в исповеди и помощи высших сил, когда обратиться больше не к кому.
Порой на уровне индивида религия даёт и моральные установки, хоть это и не основная функция религии. Но, изначально, простейшие тотемы и табу человеку дала именно религия.
На уровне социума религия с самого начала была инструментом, не допускающим самоликвидации общества. Согласно Рене Жирару, французскому литературоведу и культурологу, этот инструмент регулировал насилие в обществе.
На уровне социума религия, именно как организованный институт, регулирует отношения человека с высшими силами, дабы каждый индивид не начал строить эти отношения как ему вздумается. А ну как какому-нибудь православному вздумается совершить жертвоприношение сына в честь бога, как Авраам завещал? Но тут появится православный священник и скажет, что в православии так больше не принято поступать. Тоже такой механизм регуляции общества - задавать общий паттерн религиозных отношений человека с божествами, чтобы эти отношения не мешали другим людям, а главное, не уничтожали весь социум. Ведь маньяк-жертвоприноситель угрожает не только индивидам, но и социуму.
Также на уровне социума религия, с точки зрения психологии, формирует эмоциональный календарь. С моментами эмоционального подъёма и экстаза (праздники) и моментами эмоционального затишья. Если этот момент отдать на откуп индивиду у него тоже может протечь крыша.
Я намеренно всё это описываю с "научной" материалистической позиции, чтобы ответ "зачем нужна религия" был понятен и атеисту. Разумеется с религиозной и метафизической точки зрения пользы как индивиду, так и социуму можно было бы перечислить во стократ больше, привлекая ритуальную (не)чистоту, эсхатологию, сакральное, те самые тотемы и табу...
А подъём локальных традиций объяснить проще всего. Современный мир имеет некоторую моду, перекос, на уравнивание людей и стирание идентичностей. Как мы помним "достижения науки" в лице Ньютона нам поведали, что всякое действие равно противодействию. Если где-то стало модно стирать идентичности, значит где-то станет модно эти идентичности искать, а порой и конструировать. Подъём локальных традиций - это закономерный ответ на происходящее в современном мире. Возможность показать и подчеркнуть свою идентичность, пока в других местах её стирают и пробуют забыть. Полагаю что весь этот маятник моды с наличием или отсутствием идентичности, в контексте истории человечества, будет очень скоротечным. Каких-нибудь сто-двести лет от силы, и то я много хватил...
В то же время подъём локальных традиций позволяет нам провести и другое интересное наблюдение. Ведь мы, впервые за всю историю человечества, находимся в уникальной точке, в которой человек может выбирать себе религию. Никогда раньше такого не было, религия всегда была достоянием социума, в котором человек особо ничего не выбирал. Часто и социум не выбирал. Пришли какие-нибудь православные колонизаторы в Сибирь, и давай всех крестить направо-налево...
Следовательно столкнувшись с возможностью выбирать, те самые, ищущие идентичности, локальные традиции начали её искать в том числе и в своей локальной религии, благо теперь так можно. Теперь можно что-то выбрать, и даже выбрать что-то максимально "своё", локальное.
Тут я пишу всякое про собак и людейПерейти на t.me/znaetpes
1 эксперт согласен
Меня возмутило только одно, про православных колонизаторов Сибири. Вы что совсем не читаете? Совсем без анализа... Читать дальше
евангельский христианин, преподаватель в itcm.ru  · 21 сент 2021
В своем вопросе вы совершенно напрасно сталкиваете науку и религию. Они о разном. Наука это (сильно утрируя) наблюдения за отклонениями стрелок приборов. А религия - поиск ответов на вопросы о смысле, справедливости, нравственности и цели. При всем уважении к научному прогрессу последних пары сотен лет вынужден сказать, что невозможно поставить такой эксперимент... Читать далее
Благодарю. Взвешенный ответ.
Изучаю восточную философию. Последователь А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады с 2019...  · 21 сент 2021
А чего достигла наука? Смогла ли наука победить смерть? Нет. Смогла ли победить болезни? Нет. Смогла ли победить старость? Нет. Смогла ли сделать людей счастливыми? Нет. Смогла ли хотя бы просто прекратить страдания людей? Нет. Нет у науки никаких реальных достижений в самых важных для каждого человека вопросах.
Межконфессиональные беседы о Боге. Чтения и обсуждение историй из жизни святых.Перейти на t.me/GitaMonk
Виктор, а вы милостивый государь, снемите с себя одежды, бросьте теплый дом, соорудите себе, ну скажем шалашик... Читать дальше
Пенсионер с разнообразными интересами-история,политика,литература,общество,психология  · 21 сент 2021
Советую почитать маленькую работу Л.Толстого "Религия и нравственность"-считаю ее лучшей по этому вопросу и не потерявшей актуальности.Наука-это просто собрание случайных сведений,иногда полезных,иногда ни на что ненужных.Она не способна объяснить человеку место его в этом мире,смысл его жизни,избавить от страха смерти и угрызений совести-в то время как религия делает... Читать далее
Анна, ну Лев Николаевич, много чего нагородил в преклонные лета, только хочу заметить, что подходил он к этому... Читать дальше
Кушнер Алексей, специалист по химической зависимости.  · 30 сент 2021
Потому, что религия это одно, а наука совсем другое... Наука никогда не сможет доказать чудо, которое имеет прямое отношение к религии... Наука доказывает и открывает только механизмы и то не все. Сама наука ничего не создает она просто учит пользоваться тем что уже есть.. А религиям вообще ничего доказывать не надо тк они вполне себе автономны от любой науки и для веры... Читать далее