Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Студентка-историк искусства, авторка канала "Искусствоведческие Полины sorrows"  · 6 сент 2022  ·
sorrowsofpolya

Женщины-художницы до XX века: что почитать?

Книжная подборка в рамках конкурса "Подборка моей мечты"
Если в существовании великих художниц (вроде Фриды Кало или Джорджии О'Кифф) в XX веке уже мало кто сомневается, то с более ранним периодом до сих пор возникают вопросы. Книги (в основном биографические) из этой подборки помогут убедиться, что в Новое время профессиональные художницы были не таким уж и исключением.
На обложке поста - Анна Доротея Тербуш. Автопортрет (фрагмент), 1776. Берлинская картинная галерея.
0. Почему не было великих художниц? Линда Нохлин, 1971.
Конечно, первая и главная работа - уже классическое эссе Линды Нохлин. Не очень длинное, доступное в интернете (например, здесь) и дающее общее представление о том, что мешало женщинам заниматься искусством на профессиональном уровне и при чем тут обнаженная натура. Конечно, автор занимает феминистскую позицию и потому некоторым кажется предвзятой, но в свое время это было одним из первых обращений к теме гендерного неравенства в старом искусстве.
Попробуйте найти на этом групповом портрете академиков Королевской академии двух её членов-женщин (Й. Цоффани, 1771-72, Королевская коллекция)
1. Артемизия. Анна Банти, 1947. (Арт-Волхонка, 2021) 
Одна из образцовых художественных биографий написана почти 80 лет назад и была переведена на русский не так давно - на волне возросшего интереса к выдающейся караваджистке XVII века (и жертве изнасилования) Артемизии Джентилески. Фигура самой писательницы тоже впечатляет: за псевдонимом скрывается итальянка Лючия Лопрести, искусствовед, критик и супруга великого Роберто Лонги, открывшего миру флорентийское искусство Возрождения.
Арт-Волхонка даже предлагает комплект из романа и каталога работ Джентилески
2. Мария Сибилла Мериан. 1647-1717. Татьяна Лукина, 1980.
Про натуралистку и художницу Марию Сибиллу Мериан я имела удовольствие рассказывать год назад в посте на Кью, упомянув две главный работы о ней: добротную биографию авторства Татьяны Лукиной и одну из глав трехчастной книги Натали Земон Дэвис "Дамы на обочине" (которую я также безусловно рекомендую). Довольно большое количество произведений Мериан хранятся в российских библиотеках (РГБ и петербургский филиал Архива РАН), поэтому советская публикация вполне объяснима. Что ещё приятнее, так это доступность в интернете как полного труда Лукиной с иллюстрациями, так и оцифрованных акварелей из Архива РАН. Поэтому легко можно не только прочесть очень увлекательный текст о ботанической иллюстрации и развитии науки в XVII веке, но и полюбоваться на те самые зарисовки.
Фоторепродукция портрета Марии Сибиллы на издании 1980 года
5. Берта Моризо. Доминик Бона, 2010. 
Переместимся в XIX век. Среди горячо любимых сегодня многими импрессионистов и их товарищей были и женщины, в мастерстве ничем не уступающие коллегам. Берта Моризо была не только женой Эжена Мане (брата Эдуарда Мане, написавшего скандальную "Олимпию" и "Завтрак на траве"), но и внучкой Фрагонара, великого французского живописца эпохи рококо. Художественная биография редкой художницы, сумевшей найти баланс между семейной жизнью и творчеством. 
6. Художницы, музы, меценатки. Ирина Опимах, 2021.
Если вас не соблазнили полноценные биографии, есть изящное решение: небольшая книга Ирины Опимах поделена на два неравных раздела, "Художницы" и "Музы и меценатки". В первой части собрано 14 зарисовок о женщинах-художницах XVI-XX веков.  За период до Новейшего времени отвечают Софонисба Ангиссола (итальянская аристократка и художница XVI века, заставшая Микеланджело и Антониса ван Дейка), уже знакомая Артемизия Джентилески, Ангелика Кауфман (живописица и портретистка второй половины XVIII века, чья работа представлена ниже), Берта Моризо и Сюзанна Валадон (хотя творчество последней захватило и начало XX века). Отличный вариант для первого знакомства с темой!
Ангелика Кауффман. Автопортрет колеблющейся между искусствами музыки и живописи, 1794. Национальный траст, Великобритания.
На английском языке: 
7. An Imperial Collection : Women Artists from the State Hermitage Museum, 2003.
Каталог (на деле скорее сборник статей) одноименной выставки работ из коллекции Эрмитажа, прошедшей в американском Национальном музее женщин в искусстве (The National Museum of Women in the Arts, Washington, D.C.). Кроме перечня представленных на экспозиции картин и скульптур в каталог включены 5 статей от выдающихся специалистов:
  • The Tsarina (Михаил Пиотровский) о Екатерине II как коллекционерше и покровительнице искусств
  • Women and the Arts at the Russian Court from the Sixteenth to the Eighteenth Century (Линдси Хьюз) о развитии искусства и положении женщин при российском дворе с XVI по XVIII век
  • A Century of Women Painters, Sculptors, and Patrons from the Time of Catherine the Great (Розалинд Блейксли) о женщинах в искусстве со второй половины XVIII по вторую половину XIX веков
  • "Brilliant Proof of the Creative Abilities of Women": Marie-Anne Collot in Russia (Ирина Етоева) о Мари Колло, знаменитой ученице скульптора Фальконе
  • Bridging Two Empires: Christina Robertson and the Court of St. Petersburg (Елизавета Ренне) о шотландской портретистке Кристине Робертсон
Но что самое замечательное - весь каталог доступен в Internet Archive!
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет, 1800. Государственный Эрмитаж.
8. Women, Art and the Politics of Identity in Eighteenth-Century Europe.  Melissa Hyde, Jennifer Milam, 2016.
Все возможные сочетания женщин и искусства в Европе XVIII века отражены в этой замечательной антологии. Розальба Каррьера, Элизабет Виже-Лебрен, Ангелика Кауффман и их покровительницы и покровители (с упором на французский вкус) там точно встретятся, и не только они. Одно из моих любимых изданий.
Аделаида Лабиль-Жиар. Мадам Аделаида Французская, 1787. Версальский дворец.
9. The Life and Work of Rosalba Carriera (1673-1757): The Queen of Pastel. Angela Oberer, 2020.
Прекрасная новая биографическая монография о самой выдающейся пастелистке своего времени. Розальба Каррьера предстает под самыми разными углами: как художница, как популяризатор пастели, как предпринимательница, как путешественница и так далее. Её фантастически успешная карьера - отличный аргумент в споре о профессиональной пригодности женщин в искусстве. Великие художницы очень даже были!
Приятного чтения! Рекомендации и дополнения приветствуются :)
Берта Моризо. Чтение, 1873. Художественный музей Кливленда, США.
Мой канал об истории искусства в ТелеграмеПерейти на t.me/sorrowsofpolya
Замечательная подборка!