Тут надо выделить два момента:
1) Сами спартанцы ни писать, ни читать не были особые охотники. Равно как и создавать какие-то произведения искусства, будь то керамика, скульптуры, и т.д. Поэтому от них осталось ничтожно мало, если сравнивать с другими областями древней Эллады. А сведения приходится черпать из записей их соседей, которые, с одной стороны, Спарту уважали, с другой, были "заклятыми друзьями". Так что современным учёным очень сложно выделить, что было правдой, а что - пропагандистским поклёпом. Например, недавно было выяснено, что истории про выбрасываемых хилых детей - неправда.
2) Те, про кого вы спрашиваете, а именно, илоты, не были рабами в полном смысле. Как бы у них был чуть более высокий статус, хоть в материально-бытовом плане они и могли позавидовать многим из рабов, скажем, в Афинах. Скорее, у них даже было что-то от крепостных. Теперь надо понять всю "свою атмосферу", что царила в Спарте. Илоты были жителями покорённых спартиатами Лаконии и Мессении. Другие греки, кстати, отличали лаконцев от мессенцев. Мессенцы были ахейцами, и им сочувствовали. Насчёт лаконцев не совсем ясно, были ли они греками, или, возможно, каким-то иным населением.
Эти тонкости не отменяют того, что спартанцы всю жизнь жили как на вулкане. Они составляли абсолютное меньшинство по сравнению с покорёнными, вынужденными на них работать, и боялись восстаний. Это их заставило прибегнуть, если можно так выразиться, к "отрицательной селекции". Спартанцы сознательно старались нейтрализовать всех потенциально склонных к бунту, будь то морально или физически. Самой крайней формой были "криптии", когда и так осатаневшие от методов воспитания подростки выпускались на боевое задание, с целью уничтожить самых крепких и выносливых илотов. Вроде бы стандартным моментом было существование некоего "комендантского часа", когда вышедший в тёмное время илот имел большие шансы быть убитым. Не стеснялись, однако, спартанцы, и специфической показухи, когда илотам официально объявлялась на короткий срок "война". Это, однако, не отменяет, что илоты были вынуждены участвовать в военных походах спартанцев. В иных сражениях на одного спартиата приходилось по 7 илотов, хоть и хуже вооружённых.
Так вот, насчёт вина. Тут действовала та же "отрицательная селекция". Поскольку тогдашнее сельское хозяйство особых инженерных знаний и умений не требовало, илотов старались поддерживать в том состоянии, чтобы они тупо могли вкалывать на полях, и как можно меньше о чём-то думать. Поэтому спаивали, принуждали петь похабные песни (запрещая "высокие" воинские, что распевали спартанцы); заставляли носить шапки из собачьего меха. Идеальным илотом был спившийся быдлан, способный выполнять механические рабочие действия, забывший всякие помыслы о свободе.
Всё перечисленное не означает, что сами спартанцы не пили. Они, скорее всего, всё-таки пили. Но, что называется "культурно". Тут надо отметить, что и насчёт разбавления вина водой пока нет единой точки зрения в научном мире. Лично мне ближе и кажется логичной версия, что вино было другим, нежели сейчас. То есть, то был не готовый напиток, а концентрированная субстанция, сверхкрепкая, и даже не вполне жидкая, которую, чтобы она как-то соответствовала тому, что вино в нашем понимании, просто необходимо было разбавлять водой. Тогда это многое объясняет.
P.S:
1) Из вашего комментария к предыдущему ответу следует, что вы отделяете спартанцев от других древних греков. Это не совсем правильно. Спартанцев сами эллины вполне считали своими, хотя, что называется, enfant terrible среди общегреческой семьи. При том, что македонцев очень долго таковыми не считали. Современные потомки спартанцев, в некоторой степени сохранили самобытность. Они сейчас называются цаконами, и являются субэтносом в составе греческого народа. У них даже немного сохранился специфический язык, не особо понимаемый остальными греками.
2) У илотов Лаконии и Мессении была разная судьба. Илоты Лаконии, по-видимому, к концу существования независимых греческих полисов (к моменту начала завоевания Римом) деградировали до состояния простых рабов. А вот мессенцы сумели восстановить свою независимость, и какое-то время у них вновь было своё государство.