Польша приняла во второй половине X века христианство по католическому обряду и поэтому не могла остаться в стороне от крестоносного движения. Идея освобождения Гроба Господня овладела польским рыцарством почти в той же степени, в какой она захватила французских или немецких католиков.
Известия о польских крестоносцах появляются с 1147 года, когда на Святую Землю отправился со своей дружиной польский князь Владислав. Семь лет спустя в осаде Ашкелона участвовал со своими рыцарями князь Генрих Сандомирский. Он же пригласил к себе в Малую Польшу рыцарей ордена Госпитальеров, где они под покровительством князя основали своё комтурство. В 1162 году князь Якса из Копанице пригласил в Польшу рыцарей ордена Тамплиеров.
Чем завершилось приглашение в 1226 году Конрадом Мазовецким ордена св. Девы Марии Тевтонской (Тевтонского ордена) в курсе, пожалуй, все - обосновавшись в подаренном крестоносцам городе Хелмно (впоследствии - Кульм), братья-рыцари со временем подчинили себе всю северную Польшу, включая Гданьск (впоследствии - Данциг). Основанный Конрадом в противовес Тевтонскому ордену Добринский орден не выполнил своей задачи. Сформированный преимущественно из немцев, он в 1235 году в Немецкий же (то есть Тевтонский) орден и влился.
В Великом княжестве Литовском была иная ситуация. Глава Литвы Ягайло крестился в 1385 году в католичество в обмен на польскую корону и Кревскую унию, породившую новое государство - Речь Посполитую. Но крещение литовских племён растянулось аж до XVII века, а русское большинство населения ВКЛ задолго до того было крещено по православному обряду и отказываться от веры своих дедов не желало. Вполне естественно, что на территории ВКЛ католические ордена не смогли найти себе благоприятной почвы. Возможно, что отдельные литовские феодалы впоследствии вступали в тот или иной католический орден, но это никакого сколько-нибудь заметного влияния на Литву не оказало.