Коренное население активно помогало в строительстве Транссибирской магистрали. Особенно в совершенствовании внутренних путей. В степи значительную помощь инженерам оказали казахи, в тайге – ненцы, кеты и эвенки, в Прибайкалье – буряты, на Амуре и в Приморье – нанайцы, орочи, удэгейцы. В диких и необжитых районах Дальнего Востока промышленники-гольды снабдили изыскателей уссурийского участка магистрали сведениями о притоках р. Уссури и топографии отрогов Сихота-Алиня. Лучшими проводниками для геологов по системам рек Южно-Енисейского горного округа были кочующие тунгусы. Они же помогали исследователям и в байкальских экспедициях.
В свою очередь Археологическая комиссия и Главное управление путей сообщения и публичных зданий серьезно подошли к вопросу охраны древних памятников зодчества, могил и селищ, а также собирания предметов древностей в местах строительства шоссейных и железных дорог.