Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Изменился ли за последние 30-40 лет подход к изучению истории религий?

ОбществоОбразование+3
Анонимный вопрос
История
  · 8,1 K
Учитель истории в школе, историк-византинист. Пишу кандидатскую диссертацию. Делаю...  · 6 дек 2022
Не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Со одной стороны, конечно, да. Новые тренды в изучении истории появляются каждые десять лет. И в истории религии в том числе. 
Какое-то время назад, наверное чуть больше чем обозначено в вопросе, научный интерес к истории религии был трудно отделим от теологии. Кафедры теологии работали под руководством церковных официальных лиц. Это конечно влияло на то, как, например, ученые воспринимали сам термин «религия». Нужно понимать, что понимание христианами термина значительно отличается от того, как это понимают мусульмане, индуисты. Я уж не говорю о том, что изучение религии светским человеком будет сильно отличаться от такого же исследования, проведенного теологом. Это один пример того, как меняется изучение истории религии. 
Какое-то время назад принадлежность к какой-либо религии или конфессии считалась исчерпывающим ответом на вопрос об идентичности какой-либо общности людей или отдельного человека. В целом было удобно делить общества прошлого на мусульман, христиан, иудеев и и язычников. Сейчас все больше внимания уделяется так называемым зонам контакта, где границы между религиозными течениями размывались. Привлекая данные о таких приграничных зонах ученые все больше узнают о религиозном синкретизме, двоеверии. Интересны люди с множественной идентичностью. Если говорить о средневековой истории, то нам в каждом школьном учебнике говорят о том, что религиозная принадлежность была определяющей в жизни человека. Говорят об особом христианском европейском мире или мусульманском Ближнем Востоке. В науке все больше исследований, которые показывают, что для человека религия была не единственным фактором самоидентификации. Важны были и другие социальные факторы: этнос, язык, семья, место проживания – все то, что важно и современному человеку.
Эпоха постмодерна диктует нам деконструировать всякий термин. Поэтому «религиозная идентичность» стала рассматриваться как комплекс разных проявлений от самых тонких и сложных богословских построений до банальных бытовых привычек. 
Я привел лишь несколько примеров, как меняется история религии. На самом деле чем дальше, тем больше историческая наука подвергается фрагментации. Все меньше уделяется внимания «большим» процессам, в том числе религиозным, и все больший (простите за тавтологию) интерес представляет индивидуальный опыт. Но этот поворот произошел больше чем 30-40 лет назад. 
А здесь мой телеграм-канал, куда я складирую свои впечатления от изучения прошлого! 
Пишу про историю с упором на Византию. Приходите!Перейти на t.me/sheshonk
Особенность. Сам факт признания особенностей говорит за то, что существует во времени объективная реальность... Читать дальше
Философ-преподаватель, религиовед  · 10 дек 2022  · dzen.ru/id/620667424fafdf2fc90fca79
Я думаю, что изменился, освободившись от предвзятости. Раньше религию изучали религиозные люди, подгоняя данные под свои убеждения. Теперь научное религиоведение стало поистине научным, приблизившись к агностицизму и здравому атеизму. Теперь я могу высказать мнение с позиции исповедуемой мною религии, обозначив и воспринимая его Как Мнение, но не более того
Я очень рад быть частью этой группы и надеюсь внести положительный вклад.   · 7 дек 2022
Подход к изучению истории религий существенно изменился за последние 30-40 лет. В прошлом изучение истории религий часто ассоциировалось с европоцентристской и колониальной перспективой, в которой религии незападных культур изучались с точки зрения западных ученых и интерпретировались в соответствии с западными категориями и предположениями. Однако за последние... Читать далее
1 эксперт согласен
Пасеки под ключ, бизнес с нуля, ЗОЖ после 50 лет и не только. Занимаюсь сам и помогаю...  · 18 дек 2022  · apidomiki.ru
Где-то изменился где-то нет. На мой взгляд был дан новый взгляд на историю религий в Новой Хронологии Фоменко и Носовского. Как раз первая книга по теме вышла кажется в 1992 или в 1982 году. Для меня изучение книг по Новой Хронологии дало понимание всей истории религии и России в ней.  По Новой Хронологии получается, что самая первая религия это Христианство, а все... Читать далее
Владимирский улей. Пасеки под ключ, бизнес с нуля в деревне. Консультации. Перейти на apidomiki.ru/vladimirskiie_uli
Новая Хронология Фоменко абсолютно ненаучна, неоднократно раскритикована и противоречит реальности. Поэтому не... Читать дальше