Когда говорят о советском диссидентском движении, то чаще всего упоминают только одно направление - условно "либерально-демократическое". Однако если считать диссидентами всех инакомыслящих, то ситуация окажется гораздо сложнее. Так, по данным КГБ в СССР было порядка 8,5 миллионов потенциальных противников власти. По данным самих диссидентов их было от 4,5 до 10 тысяч человек, но тех, кто действовал активно - в разы меньше. Можно выделить несколько течений, которые довольно сильно отличались друг от друга по декларируемым целям:
- Те самые либералы-демократы. Они стремились к реализации тех прав, что были заложены в советском законодательстве (в частности в конституциях), но оставались там на уровне деклараций. Одной из основных форм деятельности представителей этого течения стало участие в правозащитном движении. Причем внутри этого течения было, по сути, два: те, кто ориентировались на постепенный переход от советской к западной модели демократии и те, кто просто хотел того, чтобы советская демократия работала именно так, как прописано в законодательстве.
- "Истинные коммунисты". Это те, кто считал, что СССР 1960-80-х годов отошел от тех идеалов, которые были заложены в начале 1920-х годов. Соответственно их цель была - вернуться на путь истинного марксизма-ленинизма, поскольку нынешний СССР все больше превращается в буржуазное государство.
- Националисты всех мастей - от русского национализма до различных местечковых вариантов. Общая их идея: СССР - это тюрьма народов, в которой коммунистическая партия угнетает здоровые национальные силы. Их цель была - разрушение СССР и создание на его месте национальных государств. Причем русские националисты из них были наиболее радикальными, поскольку исходили из того, что коммунисты настолько ненавидят все русское, что даже не создали русскую национальную республику внутри СССР и русскую коммунистическую партию, тогда как для других национальностей такой шаг был сделан.
- Религиозные диссиденты. Это довольно пестрая группа, внутри которой были как течения, связанные с крупными конфессиями, так и представители новых религиозных движений, сект и экзотических религий. С их целью достаточно просто - это реализация права на свободу вероисповедания.
- Эклектики. Сюда относились все те, у кого не было явно выраженных взглядов, они пытались соединить различные идеи, присущие другим направлениям. Соответственно и какой-то внятной цели у них не было, кроме как "за все хорошее против всего плохого".
При этом следует отметить, что влияние всех этих групп на советское общество в целом было минимальным, о них просто мало кто знал. Парадоксально, но советское диссидентское движение было хорошо известно только в КГБ и на Западе. Причем и те, и другие пытались использовать диссидентов в своих целях. Интересно и то, что некоторые из диссидентов, бывших головной болью КГБ внутри СССР после эмиграции становились уже головной болью западных стран, поскольку будучи идеалистами, начинали обличать пороки западного мира (почитайте эмигрантскую публицистику Солженицына, например, он там так костерит американское и европейское общество, словно ему эти статьи в КГБ писали). Поскольку влияние диссидентов было мизерным, то следует сказать, что сами они своих целей не достигли. Хотя Перестройка и распад СССР соответствовали чаяниям части диссидентов, но их участие в этом процессе было минимальным. А некоторые после этого вообще ужаснулись полученным результатам, перейдя на позиции критики уже нового российского общества и власти.