Это очень широкий вопрос, поэтому, отвечая на него, не получится ограничиться одной причиной.
Для начала надо заметить, что в вопросе речь идёт о религиозных движениях (секты) и паранауке (экстрасенсорика), и разные ученые по-разному проводят границу между этими явлениями (а также между ними и такими понятиями, как «эзотеризм» и «оккультизм») и по-разному их классифицируют. Чтобы не вдаваться в терминологические сложности, можно согласиться с теми авторами, которые пишут, что мировоззрение людей, увлекавшихся эзотеризмом и паранаучными теориями в 90-е годы и ранее, было очень эклектичным, и в нем спокойно уживались самые разные идеи.
Некоторые исследователи (например, авторы сборника "The New Age of Russia: Occult and Esoteric Dimensions", 2012) объясняют популярность эзотерических учений, паранауки, традиционных и альтернативных религий в России 90-х годов духовным кризисом, связанным с разрушением прежних убеждений, верований и идеалов. Чтобы заполнить образовавшийся вакуум, люди обращались к разнообразным формам духовности. Еще одно объяснение — общая нестабильность, отсутствие понятного и привычного порядка и предсказуемости, которые подталкивали людей к религии, эзотеризму и магическим практикам. Другие ученые отказываются от описанных выше точек зрения и предлагают в каждом отдельном случае изучать конкретный исторический материал и объяснять его специфическими причинами (например, в контексте исследований православия в 90-е годы об этом пишут Жанна Кормина и Сергей Штырков в статье "
Это наше, исконно русское, и никуда нам от этого не деться").
Несмотря на разногласия, исследователи в целом сходятся на том, что интерес к эзотеризму вовсе не был внезапным, а стал результатом длительных процессов, происходивших в СССР. Они показывают, что мы не можем строго противопоставить "религиозные и эзотерические" 90-е "атеистическому и рациональному" советскому периоду — хотя бы потому что эзотеризм и паранаука существовали и в СССР. Конечно, увлечение ими было не таким массовым, как в 90-е годы, однако последователей эзотерических учений внутри разных социальных групп было достаточно много, как и каналов распространения такого рода знания.
Эзотерическая литература, например, сочинения Елены Блаватской, Петра Успенского, Рудольфа Штайнера и Якоба Беме, распространялась в самиздате. Какие-то сведения можно было почерпнуть из атеистических изданий с критикой эзотеризма.
Примечательно, что статьи, посвящённые оккультизму, паранормальным явлениям и йоге публиковались в таких научно-популярных журналах, как «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Наука и религия», «Техника — молодёжи», доступных широкой аудитории. Йога обсуждалась и в научно-фантастическом романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» (впервые опубликован в 1963 году), и в фильме «Индийские йоги — кто они?» Киевнаучфильма (1970). Благодаря дружественным отношениям с Индией, в СССР также издавались тексты по философии индуизма: например, в 1956 году вышел новый перевод «Бхагаватгиты», выполненный Борисом Смирновым. Йогой и другими восточными практиками увлекались и некоторые востоковеды.
Эзотерическое знание передавалось не только посредством литературы, но и от учителя к ученику. Например, один из последователей Георгия Гурджиева Федор Веревин делился гурджиевскими идеями с более молодыми Владимиром Степановым и Борисом Кердимуном, которые в свою очередь распространяли их дальше. Учением Гурджиева (а также традиционализмом Рене Генона) увлекались также члены «Южинского кружка», в который входили Юрий Мамлеев, Евгений Головин, Гейдар Джемаль и другие.
Образованность и даже занятия наукой вовсе не были препятствием для распространения эзотерических и паранаучных учений в среде советской интеллигенции. Например, в статье Николая Митрохина
"Советская интеллигенция в поисках чуда: религиозность и паранаука в СССР в 1953—1985 годах" речь идет о сциентистских, историософских и паранаучных вероучительных концепциях, апеллировавших к авторитету и возможностям науки, и поэтому популярных именно у представителей технической интеллигенции.
Как пишет Митрохин,
Логика осмысления советским интеллигентом новой информации в этот период была примерно такой: раз признаны полноценными научными дисциплинами прежде официально порицаемые партией как «лженауки» генетика и кибернетика, получили поддержку прежде отсутствовавшие в советской системе социология и охрана природы (экология) — значит, футурология, уфология, астрология, «методология» и «наука о ноосфере» также вскоре добьются своего признания и нужны лишь небольшие усилия, чтобы преодолеть «косное» мышление «чиновников от науки»; если существует электронно-вычислительная машина и человек полетел в космос, то почему бы не быть «вечному двигателю» и НЛО; если в советской прессе в положительном контексте упоминаются акупунктура и чудесное средство «мумие», то почему не могут существовать хилерство, паранормальные способности и возможность изобретения средства для вечной жизни; если есть йоги, готовые месяцами жить в гробу, закопанном на три метра под землю, и ходить по раскаленным углям босыми ногами, то почему отказывать в праве на существование «снежному человеку» и «лохнесскому чудовищу»?