Вообще традиция совместного сна супругов имеет весьма давнее происхождение, а вот раздельный сон является относительным новоделом, распространившимся, прежде всего, в среде благородных сословий примерно в XVIII веке.
Полежим. Кровать, рассчитанная на четыре пары, 1590 г. (Музей Виктории и Альберта)
Изначально совместный сон имел сугубо практическое и жизненно важное значение и включал в себя не только супругов, но и детей, а иногда даже слуг, животных или посторонних (например, странников, остановившихся на ночлег). Внутри подобного «общежития сна» существовала весьма строгая иерархия, согласно которой члены семьи располагались в постели.
Объяснение столь необычному явлению мы находим самое обычное - большие бедные семьи (в которых нередко насчитывалось по 7-9 детей) просто не имели достаточного количества не то что комнат, но даже спальных принадлежностей для того, чтобы каждый мог спать отдельно. Не забываем и про тепло: систем отопления не было, совместный сон - это способ согреться и не простудиться холодными ночами, а ещё это безопасность.
Приватность сна становится реалией только в Новое время, когда распространение получают небольшие одно- и полутороместные кровати, а источники (например, дневниковые записи представителей высших сословий) фиксируют весьма презрительный тон в отношении совместного сна, как удела простолюдинов.
Не последнее место в трансформации отношения к совместного сну занимала и Церковь, которая не поощряла общую постель по очевидным причинам - под покровом ночи устоять перед грехом удавалось не всякому.
Окончательно традиция раздельного сна супругов укореняется в викторианскую эпоху с её жесткими требованиями к моральным принципам, и опять-таки, распространялась подобная практика в среде аристократии и зажиточного среднего класса, а вот бедняки продолжали практиковать совместный сон вплоть до начала ХХ века.
Подробнее об особенностях культуры сна можно почитать в книге Роджера Экерча «На исходе дня. История ночи».
Спасибо!