Из современных авторов, которые обратились к такому историческому явлению, как опричнина, стоит отметить Александра Леонидовича Дворкина, издавшего в 2009 г. работу "Иван Грозный как религиозный тип".
Автор пишет: "Почти все писавшие об эпохе Грозного отмечают, что опричнина была организована наподобие монашеского ордена, однако при этом, как мы уже указывали выше, так или иначе оговаривают ее пародийный или игровой характер.
Но если попробовать отрешиться от стереотипа и увидеть в ней не пародию, а вполне серьезную попытку создать некий аналог западных духовно-воинских орденов ..."
"Слово “опричнина” существовало и до Ивана. В XIV-XV вв. так называлось “особое владение князя, отличное от великого княжения”. Слово же “опричник” – изобретение самого Ивана. Корень его – “опричь”, т.е. “кроме”, “особо”, “отдельно”, а ближайший его синоним – “иначе”. Таким образом, при желании ему можно придать то же значение, что и слову “инок”. Трудно предположить здесь простое совпадение, особенно принимая во внимание склонность Грозного к каламбурам. Естественно поэтому думать, что опричники виделись ему своего рода “иноками”, над которыми он, Иван, и был игуменом. Не случайно их наряд составляли черные подрясники и особые головные уборы, наподобие скуфеек, что напоминало уроженцам Запада “черное мрачное монашеское одеяние, какое носят братья-базилиане”. Богослужение, совершавшееся в Александровой слободе, было, по видимости, вполне монастырским. Как и в настоящих монастырях, среди опричников не существовало социальных различий и все считались “братьями”.
В это время "на Западе существовали ордена, во многом напоминающие опричнину. Как писал советский историк И. И. Полосин, “орденскую практику Западной Европы Иван Грозный не мог не знать. А в Западной Европе XV-XVI веков на смену собственно церковным, монашеским папским орденам, появляются ордена светского типа: ordres de noblesse, ordres de mérite [ордена знатности, ордена заслуг] и – что нас особенно интересует – ordres de cour, Hausorden [придворные ордена]”
Образцом для подражания могли служить Ливонский орден, орден Св. Доминика, иезуиты. Причем мысль о подобном учреждении в своем отечестве могла зародиться у Ивана довольно давно. "Не позднее 1547 г. саксонец Шлитте доводил до сведения западных правителей, что русский царь желает завести у себя в стране рыцарский орден. А спустя двадцать лет немцы-опричники Таубе и Крузе сообщали, что он учредил орденское братство".
"Опричники имели особое одеяние и эмблематику, домовый храм в Александровой слободе, сопоставимый с “орденским храмом” (ср. Ordenskapelle ливонских рыцарей); “игуменское” же достоинство царя вполне соответствовало достоинству великого магистра (гроссмейстера) известных рыцарских орденов".
"Грозный хотел соединить в своем лице обе власти, духовную и светскую. Он видел себя во главе идеального “монастыря”, каким представлялось ему государство, от века предназначенное быть высшей ценностью и конечной целью человеческой истории, когда именно в нем, в государстве, а не во Христе, “все будут одно”.
Если из религии извлечь лишь идеологическую составляющую, тогда конечно. В таком случае и ВЧК-ОГПУ вполне себе монашеский орден.
Как страшно жить с таким мировоззрением, наверное
Уверен, что появились. Сейчас модно обелять упырей вроде Сталина или Грозного. Так что, наверняка ученые уже доказали, что опричнина была вынужденной мерой, необходимой для укрепления российской государственности.