Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что известно историкам об отношении к выходцам из Царства Польского, жившим в Петербурге и других российских городах?

Как на отношение к ним влияли восстания 1831 и 1863-1864 годов? Как отношение к полякам различалось внутри разных социальных групп? Сталкивались ли они с полонофобией на бытовом уровне?

ИсторияПольшаРоссийская история
Маша Фесенко
История
  · 18,6 K
Безработный. а, поскольку проживаю в Беларуси - тунеядец.  · 4 авг 2021

А, почему именно - жители Санкт-Петербурга? Чем менталитет крепостника-петербуржца отличался, скажем, от менталитета крепостника-москвича или барина из воронежской области? Правящая элита, обретающаяся подле царя, что была другим миром мазана? Или подоплека вопроса в том, что просвещенные петербуржцы были более продвинуты в либеральных ценностях, чем земское дворянство?

А, что касается натянутых отношений между польским шляхетством и русским дворянством, то все очень просто. Это два разных сословия. отличные друг от друга, как небо и земля. Если польская шляхта сформировалась, как корпорация, опираясь на европейское средневековое право, то формирование российского дворянства шло по беспредельным понятиям, принятым в Золотой Орде. В итоге с одной стороны шляхетство, как класс, права которого подтверждены законодательно статутами и привилеями, а с другой дворянство чья жизнь и достаток в руках батюшки-царя, который в своих поступках ответственен только перед богом. С одной стороны свободный вооруженный индивидуум, которого не то, что казнить, арестовать можно только по суду, с другой представитель высшей касты, чья голова держится на плечах, лишь по прихоти одного человека. Сколько сарказма пролито по поводу знаменитого "польского гонора". Мол, шляхтич - ободранный, босый, только сабля на боку, а нос кверху и важничает словно князь Долгорукий. Так ведь суть проблемы в том, что самый рядовой польский шляхтич, ощущал себя личностью, свободным человеком, который выше по положению, чем самый высокий российский царедворец, который вынужден безропотно и услужливо хлопотать возле трона, в ожидании царской милости. Чего только стоят обращения к московскому царю, от российского дворянства, сохранившиеся в челобитных и летописях. Как только они себя не именуют в этих документах и "Ванятками", и "Ивашками", и "слугами верными" и "верными псами" которые "униженно просят" о царской милости. Для Речи Посполитой это просто немыслимое явление. Такое поведение просто недостойно благородного человека, оно за гранью приличий. Как на этой почве может возникнуть любовь и согласие? Я не представляю.

И, еще по поводу исторических мифов. Ученые люди, историки, с высшим образованием, доценты, а пишут такую чушь по поводу того, что высшие сословия Польши и Литвы разъединили польский, прибавлю сюда белорусский, и русский народы. Которые, якобы готовы после присоединения к России, слиться в братских объятьях. Настроение польского "простого народа" было таково, что царские власти даже не решились ввести там крепостное право. После присоединения к России, крепостное право ввели только в Белоруссии, а в Польше - нет. Может, кто-то решит, что я заговариваюсь. Но нет. К сведению изнуренных "Историей СССР", сообщаю - не было в Беларуси крепостного права, до присоединения ее к Российской Империи. Были договорные феодальные отношения подчиненности, между панами и холопами. При этом польские и литовские паны так угнетали своих подданных, что российские крестьяне целыми деревнями снимались с места и уходили в Литву. Этот исход, в одно время, приобрел такие масштабы, что способствовал возникновению в России института пограничной стражи. При этом задача перед пограничниками стояла не в том, чтобы не пускать оттуда, а всеми силами сдерживать беглецов туда, в кабалу к польским анам.

В отношении шляхты полностью согласен, так сложилось исторически, что кстати и привело к разделам Польши, но с... Читать дальше
Так в Польше крепостное право было гораздо более тяжёлым, чем на Руси. Его вводить не было ни малейшего основания :-)
На Руси крепостного убить было нельзя. Все помним несчастную Салтычиху, которую по этому закону приговорили к смертной казни, которую Государыня милостиво заменила на живое погребение? Как она жила потом в подвале, в полной темноте в собственных фекалиях?
А в Польше?
За побег крестьянина ждала смертная казнь, на него устраивалась настоящая охота с собаками со всех окрестных шляхтичей.
За убийство крестьянина полагалась месяц епитимьи или ареста, часто домашнего.
Шляхта регулярно устраивала монополии на рынке и принуждало крестьян покупать те или иные вещи только у них: алкоголь, соль, табак, ткани, изделия из кожи, по завышенным в разы ценам
В суд крестьянин попадал только в сопровождении помещика и не являлся носителем прав
Инструмент, одежды, провиант следовало покупать только у пана. Нельзя заниматься какими-то еще промыслами, нельзя изготавливать себе потребные вещи. Только работа и повинности!
Помещик вершил суд на месте, применял пытки, миловал и казнил без какого-либо контроля.
Шляхтич мог убить чужого крестьянина, просто возместив затем ущерб владельцу.
Крепостное право в Польше начало складываться ещё в конце XV столетия. По статуту 1496 г. крестьяне (хлопы) были лишены личной свободы. Единственный сын крестьянина не имел права покидать господских владений, был прикреплен к земле. Если в семье было несколько сыновей, только один из них сохранял право отправиться в город для получения образования и обучения ремеслу. Статут 1505 г. прикреплял к земле крестьян уже без всяких исключений. До 1543 г. сбежавший крестьянин мог откупиться от возвращения. Статут 1543 г. запретил денежный откуп, помещики получили право не только взыскать денежные потери, но преследовать сбежавшего. С этого же времени помещик мог продавать, закладывать, дарить и завещать крестьян, с землей или без, с семьей или одного. Это было полное закрепощение. Освобождение крестьянина теперь зависело только от воли помещика. Земля была в собственности шляхтича. Крестьянин был пользователем земли и нёс за неё повинности, род и количество которых полностью зависело от шляхтича. Крестьянин должен был покупать товары, которых не было в натуральном хозяйстве (соль и пр.), только в хозяйской корчме, а продукты своего хозяйства сдавать только в панскую усадьбу. Зерно молотили на господской мельнице, орудия труда покупали и чинили в господской кузне. Свобода заработка также была ограничена. Число крупного и мелкого скота было оговорено, как и ткачество крестьян. Существовало множество и других ограничений свободы крестьян, и уловок, которые обогащали господ.
Крестьяне не имели права являться в суд без своего помещика и жаловаться на своего пана. Помещик вершил суд над крестьянами лично или через своих комиссаров. Помещики могли применять пытки во время следствия и применять все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Помещик мог казнить хлопа и никому не давал отчёта. Шляхтич мог убить и чужого крестьянина, и большинстве случаев оставался без наказания. Разве что возмещал материальный ущерб хозяину. Польское крепостное право было исключительно жестоко и бесчеловечно к крестьянам (подавляющему большинству населения). По сути, это было рабовладение. Жизнь хлопа ценилась настолько низко, что собака была порой дороже.
Кстати, шляхта считала себя потомками сарматов, а своих хлопов - потомками славян. После подавления восстания 1794 года всерьёз рассматривался план выселения всех шляхтичей в Сибирь и делёж панских земель среди крестьян. Да Государыня сочла такие меры слишком радикальными. А зря!!!
Дележ земли среди крестьян, был пропагандой царского правительства, чтобы внести разлад в ряды восставших. Участие белорусских и польских крестьян в восстании было очень значительным. И хотя они шли на карательные отряды Суворова с одними косами, частенько одерживали верх. И не надо путать крепостное право с феодальным, основанном на римском, которое существовало в Польше и Литве. Что касается пытки, то она была неотъемлемой частью любого судебного процесса, в Европе, вплоть до 19-го века. А тяжесть эксплуатации польских и литовских крестьян, зависела от договора на держание земли. А сгоряча польский шляхтич мог убить кого угодно, не только крестьянина. Потому, что он мог быть гол и бос, но обязан всегда быть при сабле. Самое странное то, что белорусские и польские крестьяне противились русскому крепостному праву. При всей жестокой эксплуатации их родными феодалами. Не правда ли? Российское крепостное право, что принесло им освобождение? Мне так кажется, что превращение лично свободных землепашцев в беспросветных рабов не повод для восторженного освещения этого исторического факта.
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 4 авг 2021  ·
asocial_gumoMEM
У Михаила Долбилова есть статья "Поляк в имперском политическом лексиконе", посвященная тому, как поляки воспринимались представителями власти. Но начинается она с забавного анекдота, цитирующего публикацию из журнала "Голос минувшего": "В Енисейске хозяйка спрашивала: "Убил, что ли кого?". Нет. "Украл?" Нет. "Так за что же это тебя?" Я поляк. "Такой молодой, а уже... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
1 эксперт согласен
В свое время заинтересовался данной проблемой истории Польши и решил найти, какие и сколько известных поляков... Читать дальше
Образование - химфак МГУ; фармакокинетика, биофизика; интересы - Восток, биология...  · 4 авг 2021
Одно дело - официальные источники: газеты, статьи, другие печатные материалы. Из семейных преданий. Первый муж моей бабушки был сослан откуда-то на Иссык-Куль и он был поляком. После приезда осмотрелся, сменил фамилию на украинский манер, устроился лесником, взял в жены мою бабушку (ей было лет 16, ему - около 35) и зажил припеваючи. В 1916 погиб вместе с сыном. Мой дед... Читать далее
Как интересно... Моя прабабка тоже полячка... Отданная замуж за казака. И по Столыпинской реформе - они всей... Читать дальше
"Близнец". Литература и живопись(Сезанн). Отдаленная древность. Гиперборея. Мировой...  · 22 авг 2021
Поляки в большом количестве ходили по Руси в 19 столетии, как ходит сейчас кавказец (но не азиат-гастарбайтер, который оказался здесь по другой причине и добровольно), после подавления восстания Тадеуша Костюшко. Польша во все времена представляет собой быстрый на закипание котел. Такова уж ментальность этого буйного народа. Но поляки, какими бы они ни были, всегда... Читать далее
Рокосовский Константин Ксаверьевич...
Я профессиональный художник, по возрасту пенсионер .Есть сайт, есть подписчики в...  · 8 сент 2021
Могу судить только по своим предкам (по материнской линии). На Украине поляки, даже не отказываясь от языка (существовали польские школы. работали костелы) вполне ассимилировались. Киев, Каменец Подольский ...
Первый
Кому какая разница  · 4 авг 2021
Начнем с того, что население Петербурга считалось "передовой" частью российского общества. Еще из школьного курса истории мы знаем, что в 19 веке российское общество делилось на "западников" и "славянофилов", "консерваторов" и "революционеров", "либералов" и "народников". Представители консервативной части интеллигенции относились к полякам с явной враждой: об этом свид... Читать далее
>полонофобия обрела новую жизнь и облик в качестве образа поляка - "цепного пса Антанты и капиталистов" Не поляка... Читать дальше