Редактор, канд. ист. наук, история культуры · 28 дек 2021
Прежде всего хотелось бы напомнить, что термин «Средние века» описывает достаточно длинный, примерно в 1000 лет, период. Понятно, что выявить общие характеристики для такого временного отрезка весьма непросто. Во-вторых, условия — экономические, политические, климатические — у каждого региона свои, что опять же затрудняет обобщения. В-третьих, есть проблема с определением содержания понятия «мода». Вроде понятно, что это, но существует как минимум пять определений моды, которые отчасти противоречат друг другу. Например, мода — это стремление людей одеваться одинаково или желание самовыражаться, то есть подчеркивание уникальности? Тем не менее, мы примерно понимаем, какие факторы влияли на выбор одежды в Средние века. В зависимости от периода это были: римская и византийская традиции, христианские идеи, ткацкие технологии и освоение способов производства дорогих тканей (важнейший фактор!), знакомство с ближневосточной мусульманской одеждой в ходе Крестовых походов, климатические изменения (наступление малого ледникового периода в XIV веке), богатство региона (определило развитие бургундской моды в XI-XV веках), рыцарская культура (примерно X-XV века). К большому сожалению, у нас нет изобразительных материалов, чтобы понимать, что происходило в области костюма примерно с VI по XI века. То есть в целом мы знаем, что под влиянием христианства и предпочтений германских народов происходит трансформация позднеримского костюма. Но правители перестают заказывать статуи; миниатюр, мозаик и, тем более, портретов еще нет. Кое-какие знания мы получаем по археологическим каналам, на основании икон и письменных источников. В целом про это время можно сказать, что на костюм сильное влияние оказывают племенные предпочтения. Мы знаем, например, что Карл Великий (вт. пол. IX в.) предпочитал франкское платье, которое включало в себя короткую льняную рубаху и ноговицы и шелковую тунику с бахромой (сложенный пополам кусок ткани с отверстием для головы в центре). Зимой он носил меховой плащ. Объемные римские хламиду и тунику, а также обувь он не любил. Одевались ли в его дружине один в один как король, или каждый искал своей выразительности, сказать сложно. Понятно только одно — еще в IX веке существовали «варварские» этнические типы одежды — франкская, сакская, бургундская, кельтская и т.д., а также римская одежда. «Варварская» одежда была короткой, значение имели цвет ткани, орнаменты, аксессуары, типы оружия. Вряд ли сакские предметы сильно отличалась, например, от франкских, но внешний вид должен был четко показывать, чьего ты племени. Вероятно, такие маркеры были важны прежде всего для королей, племенных вождей (герцогов) и воинов. Европейские женщины, судя по всему, раньше мужчин переняли римские предметы одежды, которые лучше закрывали тело, чем старые германские, и позиционировали достаток семьи. Примерно с VI века германские дамы уже носили одежду, которая соединяла римские и германские черты. В XI-XII веках появляются профессиональные портные, которые изготавливают одежду на заказ. Это время становления рыцарской и городской (коммунальной) культур, импорта шелка и золотого шиться с Востока, а также, по некоторым предположениям, появления первых собственно модных трендов. Если судить по миниатюрам, в это период мужские туники (т.н. блио) кроятся приталенными сверху (или же используются узкие полотна ткани, сказать сложно) и расклешенными в полах. Рукава имеют характерные раструбы. Блио — длинная одежда, то есть она соответствует римскому стандарту, а не старогерманскому. Аналогичные предметы носили и женщины. С этого момента длинная одежда вообще становится признаком знатного человека. Еще одна важная деталь — ноговицы превращаются в шоссы (мужские чулки), и средневековая одежда стала такой, какой мы ее обычно изображаем на картинках. В XIII-XIV веках происходит совершенствование ткацких технологий, достигается значительный прогресс в обработке и окраске шерсти, пользуются спросом яркие цвета, особенно лазоревый, который даже становится символом французского двора. Мужская светская одежда находится под значительным влиянием военной одежды; придворные носят нарамники-сюрко, набивные предметы типа жиппона и пурпуэна. Приталенный предметы остаются в нижнем и среднем слое, верхний становится более свободным. В XIV веке из-за резкого похолодания одежда становится многослойной и теплой, возникает потребность в мехах, которые в дальнейшем будут поставляться из Московского царства. Мужчины начинают носить капюшоны (гугели и шапероны), мантии-херигауты, а также тюрбаны. Женщины обязательно носят объемные одежды и головные уборы, максимально скрывающие волосы. Наконец, XV век — время излишеств, выражающееся в моде на чрезмерно объемные мантии, который получили название «уппелянд» (houppelande). Уппелянды украшались вышивкой и имели полы, которые волочились по земле. В этот же период появляется идея, что одежду через несколько сезонов необходимо менять. Причем не только сам предмет, но и его фасон. Ткани использовались плотные, часто подбитые изнутри мехом. Орнаменты сложные, часто сделанные золотыми нитями. Тон задавали бургундские герцоги, которые не просто изысканно одевались, но и заставляли одеваться аналогичным образом своих придворных (в том числе предоставляя на это денежные средства). Бургундский двор, яркий и относительно унифицированный, произвел неизгладимое впечатление на все другие дворы, которые начали организовываться аналогичным образом. Таким образом, если согласиться с периодизацией, которая заканчивает период Средневековья XV-м веком, собственно мода появляется только в XIV-XV веках, то есть в период готики. Именно тогда начали говорить о вкусе и обращать большее внимание на эстетическое, а не ритуальное значение костюма, тратить большие деньги, чтобы выглядеть впечатляюще, озаботились придумыванием новых «луков». Однако крой еще не получил такого значения, как в XVIII-XIX веках, выбор орнаментов оставался ограничен, ткани использовались плотные и неэластичные, стоили они баснословно дорого, и поэтому смена тренда оставалось делом исключительно богатых. Чаще меняли то, что проще — прически или аксессуары, тогда как верхние предметы все-таки долго оставались в гардеробе. Старую одежду не выбрасывали, а использовали в качестве ритуальной, отдавали донашивать старшему поколению или слугам. На обложке к вопросу использована картинка, иллюстрирующая итальянские костюмы XV-XVI веков, относящиеся к эпохе Возрождения (итальянский Ренессанс отсчитывается с начала XV века). Средневековые костюмы выглядели иначе. Вот XIV век, где люди одеты в уппелянды, вероятно, подбитые изнутри мехом. Женский уппелянд подпоясан, мужские обычно нет. На голове у мужчине в красном шаперон. У дамы — супермодные остроносые кожаные туфли:
Еще XIV век, миниатюра из Манесского кодекса. У женщины в синем слева вверху на голове белый чепец, который мы знаем как барбет (barbet):
XIII век, книга о соколиной охоте. На головах у обоих популярные в то время льняные шапочки с завязками (coif):
XII век, мужское блио из кодекса св. Георгия
Король свевов Ариамир (сер. VI в.) на миниатюре XI века в римской одежде:
Вигиланский кодекс X века, испанская придворная одежда в римско-византийском стиле:
Немного про историю античности и средних веков · 24 дек 2021
Никаких особых и уникальных факторов в вопросе средневековой моды не было.
В первую очередь она определялась материальным состоянием людей. К примеру все очень грустно в плане моды было в раннем средневековье (9 - 10 века) и совсем не грустно в эпоху ренессанса и реформации (15-16 века).
Из фактора материального благополучия вытекали все прочие.
К примеру очень... Читать далее
Аниме, компьютерные игры, естествознание, этимология · 25 дек 2021
Факторов довольно много. Политическое влияние лидеров государств и их предпочтение в одежде. Влияние церкви и религии. Степень религиозности. Влияние сословий, выраженное в доминировании тех или иных групп, таких как торговцы, военноначальники или другие лица. Общий уровень развития населенных пунктов и уровень гигиены в них.
В общем факторов довольно много и каждый... Читать далее