Научного обоснования у какого-либо -изма в общем смысле быть не может, потому что -изм подразумевает определенную направленность воли, предшествующую исследованию вещей или сопровождающую ее, но от вещей не зависящую. -Изм и подразумевает, что мы принимаем определенное отношение воли, для которого мы допускаем мир познаваемым. Но разумеется, все отдельные версии материализма или идеализма опираются на текущие достижения науки, иначе просто они не были бы убедительны как философские программы.
О научности материализма говорили в советское время, когда была система общего контроля развития страны, включая развитие науки. Научный идеализм вряд ли возможен, учитывая, что с ним обычно ассоциируются скорее авторитарные (начиная с "Государства" Платона), чем демократические программы развития страны, тогда как развитую философию мы имеем в демократических странах. Но опять же, нельзя смешивать "научный материализм" и опора материалистов на науку. Материалисты опираются на научные достижения, например, "новый материализм" Юджина Такера или Реза Негарестани опирается на достижения нейронаук, когнитивных наук и системного анализа, а редукционистский материализм Д. Деннета — на представление о способности науки дать исчерпывающую схему когнитивных процессов. В свою очередь, идеализм опирается на определенное понимание Другого, не сводимое к материальным закономерностям, как в феноменологии "дистанции" Ж.-Л. Мариона, одного из самых интересных идеалистов современности, или "слабой теологии" Д. Капуто, находящейся между идеализмом и материализмом.