Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Первый
Автор и популяризатор науки  · 7 мая 2023  · proza.ru/avtor/valeko

Свобода воли? И всё-таки она есть!

Свобода воли существует и тому есть естественнонаучное обоснование.
Речь, конечно, не о какой-то "абсолютной" свободе – наши возможности ограничены физикой и физиологией, на нас давит собственная психика –инстинкты, привычки, предрассудки и т.д. Но за пределами всего, на что не способен организм, что не возможно для сознания, остаётся ещё достаточно широкая область возможностей. Мы в этом, в общем-то, и не сомневаемся, но нас нередко пытаются убедить в обратном.
О свободе воли задумывались ещё древнегреческие философы. И давали различные ответы на вопрос о её существовании, от «безусловно есть, но нужна ли человеку?» у Платона, до «безусловно нет» у стоиков. При э том Платон не отрицал причинность. А если принять, что у всего есть причина, окажется, что любое действие человека обусловлено предшествующими причинами, внешними или внутренними. Внутренние также обусловлены какими-то более ранними причинами. Двигаясь по причинной цепи назад, мы либо выйдем за пределы сознания данного человека, либо придём к моменту его рождения. Получается, что последовательный детерминизм, то есть простое признание наличия причин у всего происходящего, приводит к полному отрицанию свободы воли у отдельного человека и, рассуждая аналогично, у человечества вообще.
Платона больше заботило, что осознание свободы воли может привести к бунтам, но примитивному детерминизму он не следовал. А жившие позже стоики возвели детерминизм в ранг абсолютной истины. Но не могли отказаться от этики и права, которые без свободы воли теряют смысл – если человек не мог поступить иначе, в чём его вина? Поэтому они назвали добродетелью следование судьбе, допустив вдруг, что человек может пойти ей наперекор.
И как ни пытались философы и ученые обойти противоречие логики и здравого смысла, до недавнего времени воз почти не двигался с места. Сэм Харрис в начале своей книги «Свобода воли, которой не существует» проводит следующее рассуждение:
Если научное сообщество объявило бы свободу воли иллюзией, это могло бы развязать культурную войну куда более жестокую, чем ту, которая была вызвана темой эволюции. Без свободы воли грешники и преступники будут ничем большим, как просто плохо настроенными механизмами, и любая концепция справедливости, которая бы требовала их наказания (большего, чем устрашение, реабилитация или просто изоляция) являлась бы чрезвычайно неуместной. И те из нас, кто много работали и следовали правилам не "заслуживали" бы своего успеха во всех смыслах. Это не случайность, что большинство людей находят эти выводы отвратительными.
И Харрис ещё не совсем логичен: зачем кого-то "правильно настраивать", устрашать или изолировать, зачем много работать и стремиться к успеху, если всё, что до’лжно, произойдёт и без специальных усилий (которые просто невозможны)?
Если большинство людей находит такие выводы нелепыми или отвратительными, то этому способствуют здравый смысл и нежелание или неумение думать строго логически. Смягчает детерминизм вера. Бог сам является первопричиной и Его всемогущества вполне достаточно, чтобы дать человеку свободу воли. Но Богу часто приписывают не просто контроль, а управление каждым шагом человека. Поэтому вера не исключает коллизий – Раскольников считает, что для «героя» установлены более широкие границы воли, чем для «твари дрожащей», а Обломов, напротив, полагает, что «всё как-нибудь устроится» и без особых усилий воли.
Впрочем, вера выше логики и коллизий не страшится. Больше способствует распространению детерминизма материализм, не допускающий никаких нарушений причинно-следственной цепи. Поскольку в СССР материализм считался единственно верной доктриной, неизбежные (как у стоиков) изломы логики приходилось маскировать ссылками на науку и классиков философии. До ХХ века не могла обойтись без детерминизма и наука. Да и в XXI веке великий Стивен Хокинг полагал, что, хотя на практике наше поведение невозможно в точности предсказать, свобода воли – это всего лишь иллюзия, поскольку человек является крайне сложной, но всё же биологической машиной.
Учёные могут веровать и даже искать доказательства существования Бога, но не имеют права использовать Божественный аргумент. У Феликса Хаусдорфа есть афоризм, известный в формулировке: «если дважды два пять, то существуют ведьмы». За ним скрывается мысль, которую можно выразить более крамольно – всемогущество Бога или иных высших сил означает, что дважды два может равняться чему угодно. Для науки отсылка к Богу как к аксиоме смертельна, ведь из неё логически можно вывести любой абсурд.
В XX веке детерминизм был "разбавлен" случайностью. Согласно принципу неопределённости Гейзенберга о частице нельзя одновременно точно знать, где она находится и с какой скоростью движется. Не потому, что нет точных измерительных приборов, а потому, что она, как волна, «размазана» по пространству. Такая неопределённость, как причина, даёт и случайные следствия. Понятие первопричины из-за этого размывается, ведь ежесекундно множество случайностей может скорректировать предыдущий комплекс причин. Место первопричины занимают теперь случайные события в микромире, порождающие причинные цепочки, поднимающиеся в наш, макроскопический мир. Но щёлочки для свободы воли не видно и здесь: откуда бы ни исходили причины, они всё равно остаются внешними для сознания.
С развитием технического и естественнонаучного образования и поражения здравого смысла тем "сенсационным" абсурдом, которым усиленно снабжают аудиторию современное искусство и СМИ, неверие в свою волю только растёт. Сэм Харис, несмотря на понимание "отвратительности" детерминизма, приводит в своей книге аргументы, якобы доказывающие, что свободы воли у человека нет. Он видит их, в частности, в опытах психолога Бенджамина Либета, показавшего, что решение совершить некоторое действие фиксируется на энцефалограмме мозга человека на несколько секунд прежде, чем принимается его сознанием. Аргумент сомнителен, ведь сознание – это руководитель, который по бюрократической логике и не должен готовить решения. Этим заняты другие структуры мозга, а сознание только его "утверждает". Ничего удивительного, что решение созревает раньше, чем поступает "наверх". Сознание должно его перепроверить, и может не утвердить: страх смерти или другие соображения порой останавливает самоубийцу за долю секунды от последнего шага. Да и структуры, готовившие решение – это тоже часть "Я" и также могут обеспечивать свободу выбора.
Увы, это не снимает противоречия. Сэм Харрис, как и некоторые его предшественники, уходит от угрозы "культурной войны", дезавуируя сам вопрос о свободе воли. Но софизмы не имеют решающего значения.
Простое и исчерпывающее решение проблемы, казавшейся вечной, есть в работах американского психолога Марка Бикхарда (например, в статье Autonomy, function, and representation, опубликованной в 2000 г.). Ссылаясь на ряд авторов, среди которых нобелевские лауреаты Стивен Вайнберг и Герберт Браун, он утверждает, что «квантовая теория поля сдвигает основную онтологию Вселенной от частиц к квантовым полям». С этой точки зрения не волны-частицы порождают причинные цепочки, поднимающиеся из микро- в макромир, а поля определяют поведение частиц. Полевые же воздействия могут быть инициированы на любом уровне и невозможно указать уровень, выше которого нельзя оказать воздействие даже на частицы самых нижних уровней. К тому же, пишет Бикхард, причинно-следственные связи и процессы действуют только в рамках организации. Поэтому причины следует искать именно в процессе в целом, а не в отдельных элементах. Ни одна шестерёнка в механизме не отвечает за его работу, результат достигается лишь их совместным действием.
Современная наука всё чаще обращает внимание на нисходящую причинность, т.е. воздействия систем и процессов на элементы. Если в биологии, физиологии и социологии нисходящая причинность давно изучается, пишет южноафриканский космолог Джордж Эллис, то при исследовании физических процессов всегда преобладал редукционистский подход, объясняющий действие системы действиями элементов. Но эллис приводит ряд примеров, показывающих, что нисходящую причинность можно наблюдать и в космологии, и в квантовых процессах, ход которых несводим к движениям элементов. Американские нейробиологи Эрик Хоэль и Джулио Тонини, изучая нисходящую причинность в нейронной сети головного мозга, построили математическую модель, демонстрирующую бо’льшую информативность крупных групп нейронов. Неопределённость причинных связей снижается в них подобно тому, как код с исправлением ошибок уменьшает шум в передаваемых данных. Примеры можно продолжать.
На первый взгляд, существенного прорыва такой подход не даёт. Идёт ли причинно-следственная цепочка снизу вверх или сверху вниз, человек всё равно, как биологическая машина, перерабатывает "входящие" причины в "исходящие". Становится теплее, если вспомнить об эмерджентности, то есть возникновении у системы свойств, которых нет у её элементов.
Системой принято называть множество элементов, соединённых связями, составляющее некоторую цельность. Цельность системы и возникающие в ней новые свойства возлагают на элементы особые требования, от которых избавлены свободные элементы. Но утраченная элементами свобода остаётся в системе, сосредотачиваясь в их группах либо в центральных органах (если они есть). Согласованная и суммированная, она многократно усиливается, в результате чего общество становится сильнее толпы, организм сильнее массы отдельных клеток, клетка обладает жизненной силой, отсутствующей у разъединённых молекул и т.д. Возникшая таким образом единая воля системы спускается вниз, вплоть до элементарных частиц. Спуск может быть как постепенным, с уровня на уровень, так и почти прямым: мы направляем фотоны, включая свет (изменяя конфигурацию электрических полей) или фононы, произнося слова (создавая звуковые волны).
Но и элементы иногда вносят свой вклад в поведение систем. Это может быть связано с самоорганизацией, как выпадение дождя, начинающееся с конденсации одной капли на мельчайшей пылинке, либо с организацией, когда сложная система управляет более простой, но и сама попадает в некоторую зависимость от неё. Примером здесь может быть и пища, попадающая в наш организм, и техника, которой мы управляем.
Таким образом элементы вносят в системы случайность, а системы причинно воздействуют как на свои подсистемы и элементы, так и на другие системы. Перекрёстное воздействие систем и элементов друг на друга образует неповторяемый узор событий. Но главное состоит в том, что человек включен в этот узор не как объект, а как субъект. И его личная неповторимость, порождаемые ей требования и желания являются залогом возможности возникновения у него своей воли, несводимой к тем причинным воздействиям, которые оказываются на него извне, снизу или сверху.
Сет Ллойд, отец квантового компьютера, рассматривает Вселенную как единый суперкомпьютер, непрерывно вычисляющий своё будущее. Каждая его частичка исследует возможные способы обработки информации. Этим занят и каждый человек, и всё человечество как целое. Идёт единое, неповторимое вычисление, и от каждого из нас зависит его результат.
P.S. 20 лет прошло с публикации М.Бикхарда, а она основывается на квантовой теории поля, которой уже без малого сто лет. Почему такой простой вывод из неё никому не пришёл в голову раньше? Я обратился к самому Бикхарду и послал ему выдержки из этой заметки. Вот его ответ:
I think you have the basic points that I attempt to make correct - though I would caution that, according to QFT, there are no particles at all, so I would word your points a little differently. But you are correct that causal chains cannot be tracked backwards beyond a person (there are no causal chains - I don’t recall if I made that point in the paper you mention or not), so ‘causal responsibility’, if it is to be located anywhere, must be located with the person. This generates a kind of free will in that it is intrinsically unpredictable and indeterministic. That notion of free will does not do every thing that we want ‘classical’ free will to do, however. This unpredictable/indeterministic notion of free will probably exists in toddlers, cats, dogs, cheetahs, etc. but those are not morally responsible agents. More is required for moral responsibility. I have written more about this elsewhere.
То есть, за некоторыми оговорками, он согласен с моим пониманием, но "классическая" свобода воли подразумевает моральную ответственность. Из предложенного им тезиса, по его мнению, следует "не совсем" свобода воли.
Это непредсказуемое / недетерминированное представление о свободе воли, вероятно, существует у малышей, кошек, собак, гепардов и т.д., Но они не являются морально ответственными агентами. Для моральной ответственности требуется нечто большее.
Безусловно, у гепарда моральной ответственности перед людьми нет. Безусловно, о моральной ответственности говорить необходимо. Но существование морали и права, то есть социальных ограничений, через которые общество доказуемо воздействует на человека, свидетельствует, а вовсе не препятствует представлению о наличии у него "классической" свободы воли. Ведь в её отсутствие законы и заветы не смиряли бы людей, не оказывали на них никакого действия!
Следовательно, свобода воли есть, от нас зависит, как мы ей распорядимся, и мы ответственны за её правильное использование – кому много дано, с того много и спрашивается.
Валентин Кононов
Литература:
Бикхард, Марк. Autonomy, function, and representation, “Communication and Cognition-Artificial Intelligence”, 2000, №17, р.111–131; https://www.lehigh.edu/~mhb0/autfuncrep.html
Ллойд, Сет. Программируя Вселенную, М. Альпина нон-фикшн, 2014,
. ,
itc.org.ru/lib.htm
Харрис, Сэм. Свобода воли, которой не существует. М. Альпина Паблишер, 2015.
Свобода воли (Сэм Харрис) в fb2,txt,epub
Скачать книгу Свобода воли, Сэм Харрис в fb2,txt,epub для Android, iPhone, iPad
6lib.ru/books/svoboda-voli-173466.html
Эллис, Джордж. Признание нисходящей причинности. https://arxiv.org/abs/1212.2275
1
1
Тот, кто признает только восходящую причинность, впадает в материалистический детерминизм. Тот, кто признает... Читать дальше
@Гульмира Жамантикова, Если мы - источник причинности, то совмещать ничего и не надо. Как фонарю всё равно - светить вверх или вниз. Пишем пост, чтобы заставить задуматься других, нажимая на кнопки и заставляя бегать электроны.
Но нам приходится совмещать внешние причины обоих родов с внутренними, порождёнными в нас самих. Вопрос  в том, как это делать ? Восходящая от нашего тела может толкать нас на диван к Обломову, нисходящая от командиров-начальников гнать в бой и т.д. Вопрос нетривиальный, и общего решения, скорее всего, не имеющий. 
Случайность….  Любое действие вынуждаемо причинностью. Нет причины, и оно не может быть совершено.
Любая причина, как действие , скована и подчинена системным закономерностям, то есть фактически  обладает потенцией эмпирической предсказуемости (по мере познания).
В закономерном  мире случайностей не бывает, ибо все и любые действия жёстко определяют силы воздействия причин, как  единичных, так и сложных синергетичных ансамблей.  Причина , его воздействие определяет ответные реакции, и те и другие  стиснуты рамками закономерностей и действуют  строго чётко по их законам.
Понятие случайности означает, что помимо  системных силовых причин закономерностей должны возникнуть какие  - то дополнительные причинные силы, которые действуют помимо  этих закономерностей..
Лишь при этом рушится прогнозность и возникает парадокс незакономерности проявления любого сущего, как  "случайность".
Но такое исключено в  физике природы причино-следственной закономерности. Ведь  любые предполагаемые причинные силы не могут действовать по иному, как  от единой системы закономерности. В континууме возможны разные системы закономерностей, но они не могут являться иными, как  разными  универсалиями  в сбалансированном единстве  объединённой общей системы закономерности всего континуума.
Но слово случайность ведь существует, а  это означает, что есть сущность этого явления.
И она проста для понимания - случайность  возникает только в восприятии явлений у наблюдателя. Каждый наблюдатель воспринимает  череду явлений, параллельно подсознательно строя прогнозы дальнейших явлений.
База знаний, мыслительные способности, и избранность внимания лишь на части явлений при наблюдениях,  ограничивают наблюдателя  по качеству истинности расчётов прогнозов.   В его картину,  для него случайно, влетает постороннее от наблюдений явление, сущность, рождая случайность ДЛЯ наблюдателя.
В  закономерном  мире без наблюдателей случайности отсутствуют.
Как говорил поэт "Всё в  страшном  порядке".
Кстати,  если и о внутренней причинности  человека, то уж, как мы напичканы  активными  недремлющими в  нас   активаторами устремлённостей всех  желанностей в  жизни, вызывает   тоску…
Любая наша "свобода" душевных порывов за собою  хранит  свой пряник  либо удовольствия, либо страха.
@Геннадий Рубцов, если мы рассматриваем множество разных событий, то среди них есть независимые друг от друга (в огороде бузина, в Киеве дядька). И искать в них какую-то закономерность просто нет смысла. Если и случаются какие-то интересные совпадения, то это случайность.
Закономерность можно обнаружить лишь там, где есть ЕДИНЫЙ процесс. 
Прежде чем выстраивать обоснования, необходимо дать определение тому явлению, которое рассматривается. В данном случае, это "воля". Иначе излагаемая последовательность логических рассуждений будет иметь своим началом некую неопределенность. Потом желательно обозначить область применимости исследуемого явления. К чему его относит автор - к реальности вообще (объективной и субъективной), либо лишь к живым системам, или это свойство характерно только для мыслящих структур (человека и проч.)? Информационные структуры обладают таким свойством?
А затем анализировать - как реализуется это явление. Имеет ли оно ограничения (внешние или внутренние) или наличествует "свободная воля". Целесообразно ли применять понятие воли к эволюционным процессам? Например, обладает ли "волей" развивающаяся галактика, или конкретная звезда (проходящая этапы преобразований), или биосфера Земли? Наверное, подобная терминология не совсем корректна. Даже несколько абсурдна, как будет выглядеть высказывание: техногенез путем своей воли реализует тенденцию интеллектуализации? Или - биосфера волевыми усилиями переходит в ноосферу. Как применить к процессам развития физической материи понятие "моральной ответственности" при "свободе воли"? Или достаточно фразы: "они не являются морально ответственными агентами".
И еще, следует отдавать себе отчет в том, что предлагаемый подход также субъективен (будучи гносеологической моделью реальности), как и те, на которые ссылается автор (оппонируя, либо используя в виде аргументации). И никаким образом не может повлиять на саму реальность в ее многообразии. Это всего лишь концептуальный образ и таких образов человеческое сознание способно произвести множество - как сходных, так и альтернативных.
И содержание текста: "Сет Ллойд, отец квантового компьютера, рассматривает Вселенную как единый суперкомпьютер, непрерывно вычисляющий своё будущее. Каждая его частичка исследует возможные способы обработки информации. Этим занят и каждый человек, и всё человечество как целое. Идёт единое, неповторимое вычисление, и от каждого из нас зависит его результат" - совершенно наивно, ибо сама история его опровергает. Эволюция человечества (как, впрочем, и биосферы) - это длительный путь проб и ошибок, тупиковых ветвей. Даже современная цивилизация не знает своего будущего (и вычислить его не способна), а развивается "вслепую" - не только "безвольно", но и весьма иррационально.
@Eduard Vitol, Вы нарисовали неплохую программу для основательного научного исследования. Дело, однако в том, что, ознакомившись в 2018 г.с работой М. Бикхарда, я наскоро написал и выложил эту статью на Проза.ру в несколько более краткой, чем сейчас, форме. Затем, в 2019, там же опубликовал обзор «О свободе воли подробно», в котором некоторые Ваши требования выполнены. Но снизилась удобочитаемость, и за 4 года количество прочтений краткой версии превзошло подробную в 3-4 раза. Поэтому для Кью я немного доработал именно её.
О свободе воли принято говорить, как о независимости поведения человека от внешних и, частично, внутренних причин. Мне казалось, что, выделяя всё, «кроме того, на что не способен организм и что не возможно для сознания» в качестве множества действий, из которых человек может выполнить то, что считает нужным, я достаточно точно ограничиваю смысл разбираемого понятия.
Я не ставил вопроса о «свободе воли галактик», хотя выводы, к которым прихожу, в принципе применимы к любой системе. Но для неживого «свобода» определяется силами, отсутствовавшими у элементов и возникшими в системе, а для живого – его целями и интересами. Например, галактика притягивает к своему центру все досягаемые массы, чего не может делать с такой силой одна звезда. Говорить в этом случае о воле, разумеется, некорректно. Корни растения тянутся к воде, что уже нельзя объяснить просто силами – они реализуют записанную в ДНК цель -снабжение растения. У человека возникает ещё и ответственность перед обществом.
Информационные структуры, если это, например, научные теории, также обладают силой доказательств, позволяющей получить новые результаты и дают обществу какую-то дополнительную  свободу. В более общем случае надо давать определение самим структурам, что выходит за пределы моей работы.
Аналогичным образом можно, видимо, подходить и к эволюции, но об этом как-нибудь потом. 
Тот факт, что «эволюция человечества (как, впрочем, и биосферы) - это длительный путь проб и ошибок», вовсе не опровергает мысли С. Ллойда. Видимо, Вы представляете себе вычисления, выполняемые суперпроцессором по выверенной кем-то программе. Ллойд же говорит о случайном процессе, в котором вычисления каждой частицы вступают в сложные взаимодействия друг с другом. При этом никто не гарантирует, что сложные построения не будут уничтожены какой-нибудь квантовой операцией, действие которой аналогично умножению на нуль.
Мой подход был бы гносеологической моделью, если бы я ставил свободу воли в зависимость от наших знаний или оценок. Конечно, понятие системы отчасти субъективно, но не более, чем любое другое понятие. Если мы придерживаемся материалистических взглядов, то должны полагать, что наше сознание отражает реальность, в которой системы существуют (хотя и не зная об этом). А в системах возникают свойства, отсутствующие у их элементов – это Вам не кажется субъективным? И принцип неопределённости Гейзенберга тоже, вроде бы, объективен. А дальше идёт только разворачивание следствий явлений случайности и эмерджентности. 
"Следовательно, свобода воли есть" - вообще не "следовательно". Из чего это следует? Из чьих-то представлений? очень сомнительно…
Пример Вы не смогли привести, да оно и понятно - нет в   мире действий, кои бы не принуждались причинами.
Вы удивительны в стремлении отвечать  не на то, что у  Вас  спрашивают.
Говорилось:
"Каждое и любое наше сознательное действие  детерминировано, под каждым действием стоит причина, побудившая Вас к действию.  
Свободное действие ничем не детерминировано. "
"Всё, что вы свершаете сознательно принуждается, то ли устремлённостями ,то ли страхами."
Говоря еще более просто, я говорил - любое действие имеет под собою причину, и причина  принуждает .  Принуждение уже лишает понятия свобод.
Вы же , невесть с  чего, взялись разделять причины на  свои и внешние:)
А речь не о том, уважаемая. Речь о том, что все ваши действия ПРИНУЖДАЮТСЯ причинами внешнего и внутреннего характера. 
Вы, как  и все мы,  обустроены Природою сложнейшими системами  устремлённостей, страхов. Они продуцируют нам, то ли соблазны удовольствий и эти чувственные причины  принуждают нас лезть в холодильник за пироженным, или вместо позднего производственного совещания тайком катиться к "сотруднице", скажем так..
А уж испугавшись чего-то недоброго, мы от страха вообще переключаемся на  сохранение безопасной жизни.
Это всё примеры показывающие вам простое -  всё конечно же через голову, через сознание,  НО ВСЁ ЧЕРЕЗ ПРИЧИНУ ПРИНУЖДАЮЩУЮ.
И всё принуждённое - совсем не свободно.
Да, вы же еще всё на волю ссылались..  А много ли она способно быть  "моей" для человека  в  конкурентной борьбе  с устремлённостями  к удовольствиям,  ленью, страхами  и прочими соблазнами?  У большинства людей эта воля больше лузер, чем  творец и победитель.  У большинства  людей причины едут верхом на воле туда, куда  им нужно свернуть  деяния человека.
@Геннадий Рубцов, какой Вам нужен пример? Пример чего? 
Я еще раз повторяю: я не отрицаю, что причина есть, я утверждаю, что причина - я.
Меня никто не принуждает. Это Вы все время ищете на кого свалить ответственность за свои деяния.