Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Автор и популяризатор науки  · 26 мая 2023  · proza.ru/avtor/valeko

Физический смысл информации

     Четверть века назад Дмитрий Сергеевич Чернавский написал книгу «Синергетика и информация: Динамическая теория информации»  (урезанная версия, содержащая 1,2 и 7 гл., здесь:   http://www.serg-dobrinin.narod.ru/filosofy/d_s_chernavskiy/index.htm).
Обсудим некоторые идеи этой книги, отчасти возражая, отчасти уточняя, а также дополняя их.
Большинство определений понятия информации дано ради понимания вопросов познания и/или коммуникаций. Математическая теория информации Клода Шенннона изучает законы её передачи по каналам связи. Но кибернетика поставила вопрос шире: что собой представляет и как возникает информация в произвольных системах? Иначе говоря, каков её физический смысл?  Чернавский пишет, что современную науку всё чаще интересует неустойчивость. Пока классические науки изучали устойчивые процессы, идущие в стационарных средах, понятия информации не требовалось, ведь всё полностью определялось начальными и граничными условиями. Сколько не повторяй такой процесс, ничего нового не произойдёт. Но неустойчивые, динамические процессы непредсказуемы. В них возникает  информация.
  Н. Винер – Г. Кастлер – Д.С. Чернавский
     Ответ на вопрос о физическом смысле информации, данный в 1964 г. Генри Кастлером (на основе идеи Норберта Вынера), может показаться неожиданным: «Информация есть случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных». Применив эту формулировку к самой себе, замечаем, что она информации не содержит, ведь ни одного случайного слова в ней нет. Винер имел в виду получателей, для которых сообщение информативно, лишь если они не знают его содержания заранее, и оно случайно ДЛЯ НИХ. Но формулировка Кастлера позволяет взглянуть шире: информация вообще без участия случая является тавтологией, повторением или следствием из уже существующей. Совмещая идею Кастлера с традиционным пониманием, Чернавский включил в определение информации две составляющие: генерацию новой и рецепцию, получение из тех или иных источников старой.
     Однако, если  определение Кастлера онтологично – генерация информации не зависит от сознания, выбор  может быть и механическим, то рецепция – это акт познания. А философы не зря предостерегают от смешивания онтологии с гносеологией. Предложенное деление информации на две категории приводит Чернавского к следующему рассуждению:
«Принято думать, что, изучая природу, мы рецептируем безусловную, вполне объективную информацию. Это действительно так, если речь идёт об экспериментальных качественных результатах… Научное творчество в области естественных наук содержит два необходимых элемента: рецепцию безусловной информации от природы и генерацию условной (теоретической) информации».
Разумеется, учёный должен найти оригинальный подход к проблеме, выбрать (относительно случайно) метод изучения, масштаб рассмотрения и т.п. Но случайный результат научной работы, хотя бы и теоретической, не имеет никакой ценности. Ведь столь же случайно можно прийти и к другому выводу. Более того, случайными не являются знания о мире, полученные из любого, хотя бы и обыденного опыта – они либо верны (т.е. не случайны), либо бесполезны, а то и опасны.
  Случайная - (условная) - фундаментальная
     Я осознаю, что вторгаюсь в уже глубоко исследованную область знаний, и, вероятно, излагаю отчасти спорные мысли. Буду рад аргументированной критике, но пока продолжу.
     Чернавский в приведённой выше цитате "проговаривается", упоминая об условной и безусловной информации. Эти понятия связаны с источником, а не с получателем сведений, и потому лучше, чем рецепция, дополняют "случайный выбор" Кастлера.
Безусловное основано на фундаментальных законах мироздания, а условное зависит от частных условий, которые сами по себе случайны. В то же время условная информация чаще всего имеет и фундаментальную составляющую – ведь на любое материальное тело действует гравитация, а вещество состоит из атомов и молекул, "склеенных" сильным и электромагнитным взаимодействиями. Фундаментальные силы пронизывают всю нашу жизнь и вместе с  законами логики  математики ограничивают вариативность всех физических процессов и логических выводов. Чисто безусловную и чисто случайную информацию можно рассматривать как предельные случаи условной – бо’льшая часть информации лежит между этими полюсами. Случайная составляющая придаёт условной информации новизну, а безусловная ограничивает её вариации.
  Фиксация информации
     Далее Кастлер говорит: выбор должен быть "запомнен" (сохранён). Чернавский дополняет: но может быть и забыт. Запоминается лишь небольшая часть информации. Всё, что не фиксируется, Чернавский называет микроинформацией». Этот термин, указывает он, соответствует "связанной" (с энтропией) информации Л. Бриллюэна. В квантовой теории информации предполагается, что каждая элементарная частица несёт в себе  информацию (сошлюсь на книгу С. Ллойда «Программируя Вселенную. Квантовый компьютер и будущее науки», М.: Альпина нонфикшн, 2013. https://readli.net/programmiruya-vselennuyu-kvantovyiy-kompyuter-i-budushhee-nauki/ ). Но Чернавский пишет:
«На физическом языке "запомнить", то есть зафиксировать информацию, означает привести систему в определённое устойчивое состояние. Ясно, что таких состояний должно быть не меньше двух».
Отсюда делается вывод, что элементарные частицы и атомы, не имея таких пар состояний, запоминать не могут, это способность более сложных систем. Однако любой более или менее устойчивый объект, имеет (запоминаемое) состояние "бытия" и ещё более устойчивое состояние "небытия". Уже электрон может быть в свободном или связанном в атоме состоянии. Другая, более сложная система может запомнить о микрочастице больше информации – но разве важно, где произошло запоминание? Это характерно и для макрообъектов. Ребёнок до двух-трёх лет не запоминает почти никаких событий своей жизни сверх того, что нужно ему сейчас. Родители помнят о нём гораздо больше, чем он сам.
     Поэтому термин "микроинформация", подразумевающий нефиксируемый выбор в микромире, логичнее  заменить более общим – "потенциальная информация". Количество потенциальной ("связанной" по Бриллюэну) информации системы соотносится ("связано") с её энтропией.
     Запомненное пополняет тезаурус (систему знаний), а забытое остаётся потенциальной, не состоявшейся информацией. В общем смысле сохранение информации отражается на структуре системы (элементах и/или связях между ними) и идущем в ней процессе, исправляет или изменяет их и, возможно, приводит к усложнению. Именно информация, при наличии энергии, позволяет сложным системам сохранять неравновесность. Хотя информация – это не сама структура, она её причина и следствие, она порождает и отражает структуру систем, материи вообще. Усложнение материи невозможно без информации.
     Сохранённая информация может рецептироваться, многократно копируясь и отражаясь разными системами и процессами как низших, так и высших уровней строения материи. Например, воздействие тепла на пищу (вносящее в неё информацию теплового потока) отражается как на её молекулярном составе, так и на потребительских свойствах.
  Ценность информации. Цели произвольной системы
     Мы обсудили, как информация возникает и запоминается. Но нужна ли она системе? Ценность информации субъективна, зависит от получателя, точнее, от его а) цели и б) тезауруса. Чернавский, акцентируя внимание на разумных системах, указывает: ценно то, что понятно и интересно. Он заимствует у Ю. Шрейдера пример: учебник по высшей математике ценен для студента, изучающего этот предмет, но не имеет ценности ни для дошкольника (которому не понятен), ни для профессора (которому не интересен, он и так всё знает). Чернавский  дополняет пример: учёный, говорит он, знает учебник, но имеет цель изучить вопрос, отсутствующий в нём и ищет ответ, привлекая множество рецепций из книг и разговоров с коллегами. В итоге он генерирует что-то новое (как отмечалось выше, случайное лишь отчасти).
     Чтобы распространить понятие ценной информации за пределы разумных субъектов, надо выяснить, о каких целях можно говорить в общем случае. Системы часто возникают и нередко тут же распадаются (как и информация, которая также может фиксироваться или тут же забываться). Простые, не живые системы (атом, планета, кристалл, атмосферный вихрь и т.п.) не обеспечивают даже самосохранение, их удерживают соответствующие силы. Насколько эти силы устойчивы, столько будет существовать система.
     Более сложные системы, называемые  "автономными агентами", сами обеспечивают своё существование и сохраняются достаточно долго, если делают это успешно. Поэтому самосохранение должно быть для них основной целью. Однако при объединении под эгидой надсистем (популяции, вида, государства) необходимо поддерживать их существование, обеспечивая тем самым своё сохранение или возрождение в потомках. Птица, защищая птенцов, нападает на хищника, инстинктивно заботясь о сохранении вида, что важнее самосохранения.
     Чернавский, рассмотрев проблему целеполагания на моделях систем различных типов, выдвигает принцип сохранения своей информации, который «соответствует не только желанию выжить, но и стремлению к познанию и творчеству». Названные цели можно рассматривать как диалектическую триаду. Действительно, обеспечение сохранности надсистемы, вообще говоря, требует отрицания самосохранения. Высшей же ценностью обладает своя информация, содержащаяся в структуре системы. В ней происходит синтез личной и родовой. В рассмотренных Чернавским моделях "своя информация" постоянна и не зависит от состояния среды. Но среда изменчива, поэтому системы иногда вынуждены забывать высшую часть "своей информации", возвращаясь к примитивному самосохранению или сохранению надсистемы (что не всегда различимо).
     Нередко в отношении человека говорят, что высшей целью его существования якобы является получение удовольствия. Биологи давно и жёстко опровергли это заблуждение, отыскав в мозгу высших животных специальный центр удовольствия. При внедрении в мозг мыши электрода, стимулирующего этот центр, животное ведёт себя, как наркоман, нажимая "кнопку удовольствия" до полного истощения (хотя еда и питьё находятся рядом), и умирает возле кнопки. Вероятно, этот центр появился у высокоразвитых животных для принуждения к трудоёмкому размножению. Ослабление инстинктов компенсировано удовольствием от этого процесса. Но человек нашёл массу "контрабандных" способов воздействовать на центр удовольствия и часто  "делает себе приятно" в ущерб своему здоровью и общественному благу.
     Запоминаться может и непонятная, неинтересная или вредная для системы информация (обладающая субъективно нулевой или отрицательной ценностью). Наиболее развитые биологические и разумные системы в принципе могут такую информацию отбраковывать. Но для этого надо быстро и точно её оценить. Чем богаче тезаурус, т.е. чем больше информации уже есть в системе, тем легче и вернее должна определяться ценность новой. Но с развитием систем растёт и свобода выбора. Рецепция всё чаще сменяется генерацией информации, что увеличивает случайность поведения и вероятность ошибок. Поэтому мы в ценностных вопросах ошибаемся чаще, чем наши предки, подчинявшиеся выработанным веками канонам патриархата, а те – чаще животных, следующих инстинктам, формировавшимся тысячи и миллионы лет.
     Непротиворечивое  встраивание в тезаурус информации обогащает его. Делая зарядку и решая учебные задачи, мы наполняем наши мышцы и нейроны потенциальной информацией, которая по мере запоминания переходит в актуальный опыт, готовый при необходимости к реализации в соответствующем действии. Ошибочное же запоминание информации, нарушающей логику тезауруса (окисление металла, неудачные мутации, пристрастие к наркотикам, распространение нацистских идей и т.п.) часто приводит к гибели систем. В богатых тезаурусах, например, геноме или сознании человека, есть множество противоречивых фрагментов, но это возможно лишь постольку, поскольку их влияние невелико. Вероятно, они могут активизироваться в критических обстоятельствах, когда следование основной, выстраданной логике станет невозможным. Но в грубом приближении можно считать, что (выжившие) системы запоминают только ценную, непротиворечивую информацию.
  Энергия – (материя) - информация
      Энергию и информацию можно рассматривать, как крайние формы существования материи. Свободная энергия в своей предельной, чисто тепловой форме – это материя без структуры, а информация – это отражение, копия (искажённая случайностью) структуры материи либо следствие некоторого её преобразования. "Отлучённая" от ("снятая" с) материального объекта структура, которую мы получаем, как информацию, вполне материальна, хотя и не связана жёстким образом с оригиналом. Она активна в том смысле, что, попадая в согласующуюся с ней систему, способствует преобразованию её структуры.
     Информация настолько не похожа на другие формы материи – вещество и энергию, что её часто не считают материальной. Да, она обладает особыми свойствами (сохраняется при многократном копировании, может перемещаться со скоростью света, может преобразовываться или деформироваться и т.д.). Но она материальна, поскольку связана либо с веществом носителя (ДНК, сооружений, бумаги и т.п.), либо с потоком энергии (в том числе в мозгу циркулирует или сохраняется в возбуждениях нейронов). О материальности говорит, впрочем, и ограничение скорости передачи скоростью света – это необычно быстро для вещества, но не для энергии. При этом информация, даже деформированная, всегда в некоторой мере (а в идеале достаточно точно) отражает свойства материи и способна служить лекалом для построения новых материальных объектов.
     Ещё раз: материальность информации  означает не реальное существование контента – например, примысленных кем-то монстров, но необходимость затрат энергии на возникновение и поддержание (в социуме, артефактах, нейронах мозга) любых, хотя бы и абсурдных, сведений. О тесной связи информации с материей говорит наличие в любом кошмаре черт, подобных чему-то реальному. Но абсурд возникает лишь у людей, пресыщенных информацией. Вообще говоря, системы  должны стремиться к  точности отражения ради возможности использования информации.
     Оторвав информацию от материи, невозможно объяснить её воздействие на всё, нас окружающее и на нас самих.
     Итак, с физической точки зрения информацию можно определить, как (возможно, произвольно искажённое) отражение  структуры материи, сохранённое иной системой (процессом). Сохранённая информация способна стать причиной и планом создания, восстановления или усложнения структуры принявшей её материи. Информация, как правило, условна, сохраняя как придающую ей новизну случайность, так и связывающую с реальностью фундаментальность. 
По отпечаткам  следов от ног прошедшего, пытаться дать определения физики его мышления.
Проблема в том , что ни с материей, ни с " приёмником " ( информации) ещё нет полной ясности( как всё устроено на самом деле). Возможно, что "приёмник" ( когда в полностью рабочем состоянии) и создаёт  материю .
@владимир шурыгин, Ну вот..  Падаем в абстракции  неопределённостей.
Создаёт материю?  Конечно.  Наше сознание рождает плоды, их можно  называть идеями, мыслями,  представлениями. Материальны ли они? Ответ  тут идентичен  степени развития  представлений человека о том, что есть материя.
Тема начальная и важнейшая.
Очень много написано, но почему то совсем не упоминается "слово" или "понятие". Это суть информации. Всё что человек может почувствовать и ощутить может считаться информацией, только после того, как это выражено  в "словах" (понятиях).
Про "энергию".  Про нее конечно можно говорить, как о свойстве материи, но гораздо важнее разобраться не с энергией, а с "движением". В моем понимании именно "движение" - главное  свойство материи. А энергия и время - это уже правила движения.
@Александр Сясин, «Всё что человек может почувствовать и ощутить может считаться информацией, только после того, как это выражено  в "словах" (понятиях)»
Это Ваше понимание информации. Вполне допустимое для информации, получаемой человеком. Но я же  пишу о физическом смысле. Человек - только частный случай сложной системы.
Энергия – понятие, возникшее в физике XIX века в результате развития понятия "движение". Это не "свойство" материи, а форма её существования. Связанная с другой формой, веществом, формулой Эйнштейна e=mC^2.
А что Чернавский понимает под словом "случайный"? 
@Гульмира Жамантикова, Определения он не даёт, но вот образ, на который он неоднократно ссылается: направление движения шара после удара о выпуклую преграду существенно более случайно, чем до него.
Вы рассмотрели одну сторону вопроса, а с другой можно рассмотреть три независимых, но взаимодействующих компонента Вселенной:
информация - энергия - материя.
Из статьи по Вашей ссылке, есть и другие определения информации. Такие как:
"информация - это философская категория, рассматриваемая наряду с такими, как пространство, время, материя. В самом общем виде информацию можно представить как сообщение, т.е. форму связи между источником, передающим сообщение и приемником, его принимающим".
"информация… есть план строения клетки и, следовательно, всего организма"
Т.е. информация не следствие или форма материи, и внешний но взаимодействующий, даже не объект, а субъект. Ведь именно информацией является создание. Таким автономным кластером информации.
Поэтому скажу, в отличии от Вас, что нематериальность информации делает её субъектом в отношении материи, объекта.
А значит информацию можно определить как источник организующего фактора материи, как источник плана такого структурирования.
@Александр Клюев, соглашаясь с Вами, я бы определил, что информация есть основа и причина  "организующего фактора материи, как источник плана такого структурирования"
В предлагаемой статье даются определения проявления информации, но совершенно не физический смысл информации. Чтобы определиться с физическим смыслом информации, для начала не следует её связывать с материей (веществом). А вот энергия вполне сможет быть связана с информацией.
@Георгий Петров, Для начала следует сказать, что материя - это не только вещество, а, по крайней мере, ещё и энергия, связанная с массой (веществом) формулой Эйнштейна e=mC^2. 
Энергия, как и вещество (я сокращённо обозначаю их одним термином материя)  может обладать структурой, порождающей информацию. Энергия играет важную роль, обеспечивая передачу информации, этого вещество, действительно, делать не может. но информационный процесс вполне может завершиться изменением структуры вещества (каменщик, сверяясь с проектом, выкладывает стену, определяя структуру здания, почему нет?)
Изначальная трактовка информации совершенно ошибочна. Пример для такого утверждения: простой! русский человек находит бумагу с рецептом бессмертия, НО написанном на китайском языке. Какую информацию? он сможет узнать глядя на бумагу, кроме того, что на бумаге какие-то иероглифы непонятные? Если интересно, напишите в ответе - продолжу свою мысль…
@Александр Ковтун, Вы, очевидно, хотите сказать, что, получив совершенно случайную, для себя, информацию, человек ничего не узнал, т.е. информации как бы не получил?
Читайте дальше, я пишу об этом: система (чел в т.ч.) принимает только согласованную с ней информацию. Китайский текст информацию к нам принёс, а что мы с ней сделаем – наша проблема. 
Увы…Вы прочтите еще раз, мое сообщение. Без вашего! сознания и его интерпретации полученных сигналов для вас и окружающего мира не будет существовать. Квантовая физика очень интересно излагает теорию потенций вокруг нас и влияние нашего сознания на их проявления… Да…и еще, за всю науку расписываться не стоит. Иначе, вы прям святой херувим в своем изложении взглядов всей науки. Я пишу про то, до чего дошел сам в своих рассуждениях. А вот вы представить свои доводы не можете. Потому и ссылаетесь на все подряд. А уж последняя фраза прям рассмешила, ученый муж… Всего вам хорошего на ниве популяризации, вот только науки или чьих-то конкретных взглядов, вопрос…
@Александр Ковтун, «Без вашего! сознания и его интерпретации полученных сигналов для вас и окружающего мира не будет существовать» - это Ваше понимание информации. Я его не отрицаю, оно вполне логично. Но у меня и ряда других неглупых людей понимание другое. Слово одно, ПОНЯТИЕ - другое. Если Вы не хотите вникать в мои доводы, оставайтесь со своими рассуждениями.
По-моему, Вы пишете не об информации, как таковой, а об её интерпретации. Накопить, передать, забыть, запомнить - что? Лишь одно - интерпретацию, но никак не информацию объективную, потому что с ней этого проделать нельзя.
Зачем-то появляется структура: структура - результат обработки информации. У Вас это зашифровано в словах "возможно, произвольно искажённое отражение".
Есть объект (или явление). Поскольку он есть, он уже сопровождается информацией, количество которой бесконечно. Мы всегда берём только часть этой информации, достаточную для наших практических целей: форма, цвет и т.д. Как именно берём? Сравнивая. Форма - шар, куб, бесформенный. Цвет - тоже через сравнение. Никаких структур здесь не возникает, пока мы их сами - произвольно - не введем.
Сравнение - вот ключевая вещь. Это базовая операция для информации. Отсюда и происходят состояния - это не отражение, не запоминание, это результат сравнения. Простейший результат - "да или нет". Более сложно - "вероятно: от ноля до единицы, включительно". Как потом с этим результатом обращаться - другая история.
Может, я просто глуп (или "глуп витиевато"), но не понимаю, зачем "офизичивать" информацию. Лист бумаги с рецептом тортика, по весу не отличается от такого же, где записан секрет мироздания.
@Виктор Семенов, Хорошо, давайте проработаем терминологию.
«Есть объект (или явление). Поскольку он есть, он уже сопровождается информацией, количество которой бесконечно» - я бы не употреблял слово "бесконечно" (колоссально, непредставимо великое или что-то в этом роде, но всё же конечно), в остальном -  да, примерно так. Но всё же есть кирпич, а есть смартфон, есть живое или разумное существо и зачем же игнорировать различие в количестве информации, которой они сопровождаются? Говоря "сопровождается", Вы акцентируете на результате взаимодействия источника с приёмником, а он зависит не только от второго, но и от первого.
Я акцентирую как раз на первом – мне важно, что каждый объект,  точнее, система, имеет свою историю и свою сложность. Поэтому он накапливает и передаёт, – что? уж точно нее интерпретацию. Я называю это информацией, если у Вас есть более подходящее слово – буду благодарен.
Забыть или запомнить можно результат взаимодействия, который, Вы правы, логично назвать интерпретацией. Но если интерпретация основана на сравнении, возникает вопрос – с чем сравнить нечто принципиально новое? Были многоугольники, и вдруг - круг! Проклятье изобретателей, которые в формуле изобретения должны сравнить его с прототипом и показать превосходство. И попробуй, найди прототип, если изобретаешь не велосипед!
Я, возможно, напрасно, не разбирал процедуру интерпретации. Меня больше интересовал результат этого действия. Интерпретировал, и что? Можно полюбоваться, можно съесть, или, наоборот, обойти подальше. Но, если увидел нечто важное, действительно достойное внимания, стоит "намотать на ус" и в дальнейшем использовать, как план, лекало для увеличения своей сложности (возможно, сложности своих орудий) – что я и называю в наиболее общем смысле "структурой". Потому что сложность системы определяется количеством и качеством её элементов и связей между ними – а это и есть структура системы. Конечно, мы не получаем её в готовом виде, а формируем, но фиксируя новое знание в чём? по-моему, в структуре. Коряво, есть более точный термин? Подскажите, буду рад.
Можно ограничиваться восприятием человеком окружающего мира, и тогда, возможно, все мои термины не нужны. Но  взгляд кибернетики/синергетики шире. 
В любом случае спасибо за мнение.
Чем кого-то не устраивает определение данное основоположником кибернетики Норбертом Винером : «Информация — это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств»[5] ?
@Mikhail NEMIROVSKY, Формулировка Винера несколько антропоцентрична. Правда, это можно устранить, если под "нами" понимать не только меня или Вас, а произвольный приёмник.  Но дальше всё равно надо разбирать, откуда это содержание берётся и что из себя представляет.