Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему истина является целью и смыслом существования науки?

НаукаСмысл+2
Маша Буйнич
Философия
  · 15,5 K
КФМН (физика тведого тела), сейчас пенсионер-инженер. Работал в ИФТТ, ЦКБ УП, ИФП (всё...  · 13 мар 2023
Хочется побыть провокатором.
А откуда известно, что у науки есть цель? Не эквивалентно ли это утверждению, что  у человечества есть цель ?
Истина может являться критерием научного исследования, с оговоркой, что с абсолютной истиной далеко не всё понятно.
Но критерий и цель  не синонимы. Если забылась история создания атомной бомбы, напоминаю слова отца Кабани:
"«– Ящик… – повторил отец Кабани упавшим голосом. – Это мы говорим, будто мы выдумываем. На самом деле все давным-давно выдумано. Кто-то давным-давно все выдумал, сложил все в ящик, провертел в крышке дыру и ушел… Ушел спать… Тогда что? Приходит отец Кабани, закрывает глаза, с-сует руку в дыру. – Отец Кабани посмотрел на свою руку. – Х-хвать! Выдумал! Я, говорит, это вот самое и выдумывал!.. А кто не верит, тот дурак… Сую руку – р-раз! Что? Проволока с колючками. Зачем? Скотный двор от волков… Молодец! Сую руку – дв-ва! Что? Умнейшая штука – мясокрутка называемая. Зачем? Нежный мясной фарш… Молодец! Сую руку – три! Что? Г-горючая вода… Зачем? С-сырые дрова разжигать… А?!.. Кто сложил всё в ящик – он знал, для чего это выдумано… Колючки от волков?! Это я, дурак, – от волков… Рудники, рудники оплетать этими колючками… Чтобы не бегали с рудников государственные преступники. А я не хочу!.. Я сам государственный преступник! А меня спросили? Спросили! Колючка, грят? Колючка. От волков, грят? От волков… Хорошо, грят, молодец! Оплетём рудники… Сам дон Рэба и оплёл. И мясокрутку мою забрал. Молодец, грит! Голова, грит, у тебя!.. И теперь, значит, в Весёлой Башне нежный фарш делает… Очень, говорят, способствует…
Знаю, думал Румата. Всё знаю. И как кричал ты у дона Рэбы в кабинете, как в ногах у него ползал, молил: «Отдай, не надо!» Поздно было. Завертелась твоя мясокрутка… Отец Кабани схватил кружку и приник к ней волосатой пастью. Глотая ядовитую смесь, он рычал, как вепрь Ы, потом сунул кружку на стол и принялся жевать кусок брюквы. По щекам его ползли слёзы.
– Горючая вода! – провозгласил он, наконец, перехваченным голосом. – Для растопки костров и произведения весёлых фокусов. Какая же она горючая, если её можно пить? Её в пиво подмешивать – цены пиву не будет! Не дам! Сам выпью…»
Хорошо, что на планете Земля не существует вечного двигателя, машины времени и нет философского камня.
Создание и оценка системы научного сопровождения самообучения в развивающейся высокоинтелл...  · 17 окт 2021
Для меня лично термин истина есть некий обязательный атрибут из тысячелетнего культа рыцарей. Когда поведение человека соизмеряется с каноном и считается истинным или неистинным. И есть одно правильное решение командира, и все остальные неправильные! При этом слове на плече сразу ощущается ремень автомата, вспоминается его номер и место в строю. Несмотря на некоторые... Читать далее
3 эксперта согласныи1 эксперт не согласен
В науке много разных гитик. Не хотела оценивать. Но тень сожженного заживо во имя истины Джордано Бруно в 17... Читать дальше
Участник сообщества "Битва Трендов"   · 7 окт 2021
Вероятно, вы говорите о научной истине. Поскольку научный метод более ни с какой истиной не работает. Научная истина это некий набор фактов и интерпретаций, которые принимаются научным сообществом как достоверные. Они со временем могут меняться. Например 200 лет назад научное сообщество не сомневалось в существовании теплорода, и на основе этой научной истины была... Читать далее
Сообщество "Битва Трендов" Перейти на vk.com/bitvatrendov
Хороший ответ! Тем не менее поделюсь некоторыми соображениями на эту тему. 1. Истина не может быть ни научной, ни... Читать дальше
Химик по образованию. С детства интересуюсь политикой и вообще всем.  · 10 мар 2023  · leokrut.com
Истина не является целью и смыслом существования науки. Просто потому, что "Истина" это слово из серии неприменимого спора супругов  о том, как на на улице сыро или мокро. Истина, абсолютная истина, правда, адекватная модель действительности, понимание объективной реальности, суть вещей и прочая, прочая и прочая. Слов для определения целей познания прорва. Мне нравится... Читать далее
Леонид СахаровПерейти на leokrut.com
Прикладная наука, фундаментальная наука и философия науки это всё-таки разные области. Так подумалось после чтения текста. 
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 12 июл 2022
Смотрю в вопрос и торможу: разве наука и поиск истины — не тождество? Откуда, мол, вопрос, вникаю… 
И вот вдруг вспомнил: я ж в вузе начинал свой путь трудовой — сплошь среди как раз "учёных". Вот уж в самом деле: при чём там истина? Там всем ясно, что есть цель и смысл бытия — оптом и в розницу. 
Комментарий был удалён за нарушение правил
Мой блог в Дзен: Дао прикладной философии. Практикую Тайцзи-цюань 19 лет, провожу занятия...  · 28 сент 2022
Вопрос поставлен неправильно. Истина - вечная и абсолютная - НЕ " является целью и смыслом существования науки" ! Наука занимается созданием и применением ПРАВИЛЬНЫХ моделей реальности на основе своего "научного метода". И этим она отличается от не науки: искусства, здравого смысл, обычая, мифа, религии и т.д. «Истинно» или «Правильно» 18 апреля 2021 Понятия «истинно»... Читать далее
Подробнее - в моём блогеПерейти на dzen.ru/id/60587d3c307b527d37da27f3
Довольно разработанная система, хотя терминология могла бы быть и другой ("истинность" и "правильность" можно было... Читать дальше
Преподаватель. Интересуюсь изобразительным искусством, историей, далее всем понемногу. Либ...  · 12 июл 2022
А является ли? Есть мнение, что цель науки - создание теорий, способных хорошо интерпретировать факты и делать предсказания. Теории конкурируют между собой. Кроме этого, наука занимается поиском новых фактов, но любой факт интерпретируется в рамках теории.
1 эксперт не согласен
Из ответа создаётся ложное впечатление, что адекватная интерпретация фактов и истина это не одно и тоже... Читать дальше
Изучаю восточную философию. Последователь А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады с 2019...  · 14 мар 2023
Боюсь, что у нас время не то. Истина не очень хорошо продаётся и в гонке вооружений не даёт никаких преимуществ. Может быть конкретный учёный или группа ставят перед собой такую цель, но наука в широком смысле занимается обслуживанием интересов тех, кто ее финансирует. То есть цели согласовываются не внутри научных сообществ. 
Межконфессиональные беседы о Боге. Чтения и обсуждение историй из жизни святых.Перейти на t.me/GitaMonk
1 эксперт не согласен
Ответ является недостоверным и обнаруживает совершенное непонимание автором принципов того, как работает наука и... Читать дальше
Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока...  · 11 окт 2021
Наука никогда не искала и не ищет истину, это ей не присуще. Наука изучает то, что было раньше и никогда не изучает будущего. Это ей не дано. Истину ищут и достигают ее Мудрые и только им дано знать будущее. Это, моя точка зрения, этого вопроса и я ее никому не навязываю. С уважением.
1 эксперт согласен
Правильный ответ, ибо наука только фиксирует и наукообразит то, что открыто не наукой, а отдельными Человеками... Читать дальше
Отвечать на вопросы и задавать вопросы  · 12 мар 2023
Потому как она-истина сведена к зависимости, все зависимости для того и зависимы-замкнуты на себя и остановлено познание-тем же поиском истины, что бы была возможность ими управлять из вне. Это не только с наукой, со всеми зависимостями такое происходит, которые человек и человечество определяет для себя  в сознания Ума, не без помощи из вне. То есть если просто, нами... Читать далее
1 эксперт согласен
Eduard Vitol
подтверждает
14 марта 2023
Действительно, то, что мы именуем истиной, является зависимой системой, поскольку обусловлена теми или иными... Читать дальше