Присоединюсь к ответу Натальи Пашковой, который вызвал ожесточённую дискуссию и разброд в нашем дружном сообществе :)
На тот случай, если автор его вдруг удалит, привожу в полном виде:
Давайте не будем изобретать колесо в 21 веке.
Главные человеческие пороки были определены уже давно и описаны в смертных грехах.
1. Лень, которая проявляется в виде апатии, депрессии, нежелания что-то делать
2. Чревоугодие, или обжорство, которое проявляется в неумеренном потреблении пищи
3. Гнев, который проявляется в виде ярости, злобы, агрессии, желания мстить
4. Алчность, которая выражается жадностью, скопидомством и скупердяйством.
5. Зависть, которая проявляется в виде ревности, в том числе
6. Гордыня, то есть горделивое высокомерное поведение
7. Похоть — в виде распутства, блуда, сладострастия и разврата
Человеческая психика — это мало изменяемая субстанция, поэтому люди и их пороки не меняются веками. И не важно где они описываются и фиксируются
— кроме некоторых знаков и выделения, которое сделано мной.
Ревности тут нет, как видите, и это правильно. Она бывает разная, и в некоторых случаях скорее добродетель.
Основное возражение к этому ответу связано с тем, что автор упоминает депрессию и неумеренное потребление пищи как следствие или проявление пороков.
Я тоже не вполне согласен с некоторыми пунктами (6-ым, в частности), на мой взгляд они мало раскрыты.
Однако автора (Наталью) обвиняют в нелогичности и непрофессионализме. Якобы она свела депрессию к лени, а булимию — к чревоугодию.
Посмотрите ещё раз: автор ничего подобного не делает. Это огрехи восприятия (тех, кто возражает).
Во-первых, связь не прямая, а символическая: лень тут не состояние или "ленивое поведение", а смертный грех. То же касается чревоугодия и остального.
Во-вторых, будь эта связь даже прямой, вы как понимаете слова "проявляется в"? Как материальную импликацию? Или, почему-то, как отношение тождества?
Если депрессию назвать следствием лени, это не означает, что других причин депрессии нет. Если вы так воспринимаете отношение следствия, вы мысленно добавляете слово "только", вероятно. Если одно является проявлением другого, это не значит, что только этого.
Дорогие философы, учите логику сами :)
Можно обвинить Наталью ещё в том, что она якобы залезла не в свою область. Задолго до неё это сделал Дэвид Юм, который остался в истории как философ, будучи по сути философским психологом. Минимум два его психологических открытия до сих пор актуальны.
Разумеется, внутренняя связь психологии с философией не ограничивается одним Юмом. Психологические знания долгое время развивались почти исключительно философами. Психология оставалась естественной частью философии вплоть до ХХ века (точнее, до конца XIX). С редкими вкраплениями экспериментов. Только потом они относительно мирно разошлись.
Причём философская психология продолжает существовать. А такие дисциплины как философия сознания, социальная философия и философская антропология? только давайте не будем драться, кому что :)
Травма развода, да.
Начиная с Фрейда и дальше психотерапия насыщена философией. Сами психотерапевты становятся по сути философами; куда деваться. С рефлексией туговато; так и у Ницше (к примеру) не лучше.
Вернёмся к порокам.
Список их можно продолжать бесконечно, разумеется. Поскольку одним из главных является отсутствие меры. Нашёл в сети:
1. Равнодушие – самая худшая черта человеческого характера... 2. Лживость – или враньё в угоду своим корыстным целям... 3. Продажность – хорошо замаскированный порок... 4. Скучность – неумение выстраивать отношение... 5. Животность – "жизнь" в угоду своим прихотям и инстинктам... 6. Жадность – неудержимая жажда копить... 7. Лицемерие – способность человека, не имеющего ни капли искренности, занимать выгодную для себя позицию... 8. Зависть – проявление негативного отношения в форме враждебности и неприязни к людям, достигшим больших высот... 9. Жестокость – страшная черта личности, выражающаяся в потребности причинять живым существам страдания... 10. Злоба – враждебное проявление озлобленности... 11. Хитрость – способность притворяться, ловчить... 12. Эгоизм – завышение значимости собственной... 13. Наглость – проявление неуважения, презрения к собеседнику... 14. Тщеславие – склонность привлекать внимание окружающих, производить впечатление
— тот же автор "посчитал" наиболее употребительными зависть и равнодушие. Голосовалку провёл, видимо. Примерно четверть опрошенных выбрали "другое".
Давайте не будем придираться к словам и субъективности выбора. Обратим своё внимание на то, что автор говорит явно не о себе. То есть все эти "главные пороки" свойственны только другим людям, не ему.
Не замечали ли вы и за собой того же?
Порой кажется, что излюбленное занятие англичан ― разглядывать соломинку в чужом глазу, не замечая бревна в своём собственном. В. В. Овчинников, «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах (1974-1978)»
― англичан, как же...
Ну конечно, вы уже знаете:
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», ― а вот, в твоем глазе бревно? (Матф. 7:4–5)
Не о главном ли пороке речь?..