Нет, не нужно. Психотерапевт работает с вами как с личностью. У вас аутизма нет. В выборе специалиста важнее понимать, в рамках какой школы он работает – психоанализ или когнитивно-поведенческая терапия, гештальт или транзактный анализ и так далее. Имеет значение его профессионализм, прохождение супервизии, опыт. Если перед вами человек, который «в огороде бузина, а в Киеве дядька»: сегодня он про гештальт, а завтра про Иисуса Христа, то от такого нужно, конечно, бежать. Или тот, кто говорит какие-то банальные вещи. Или хуже всего, тот, кто закончил какие-то курсы и стал все объяснять токсичностью вашей матери, от “бытового психоанализа” тоже стоит бежать. И не имеет сильно большого значения сюжет вашей психологической нестабильности: переживаете ли вы потерю или узнали о диагнозе аутизм. Это не является критерием для выбора психотерапевта.
Есть данные, что помимо личной психологической помощи у специалиста, самочувствие родителей детей с РАС улучшается благодаря обучению навыкам самопомощи. В одном из
исследований показано, что обучение родителей этим навыкам улучшает психическое здоровье матери. Другое
исследование, опубликованное в журнале «Аутизм и нарушения развития», показало позитивную сторону вовлеченности в процесс поведенческой терапии детей с РАС их родителей. Родители, которые участвовали в когнитивно-поведенческой терапии со своими детьми, испытали улучшения в своей депрессии, в регулировании эмоций и оценке своих воспитательных результатов (они вдруг обнаружили, что они не «плохие матери» и не неудачники, а отличные воспитатели своих детей).
«Способность говорить о наших чувствах, идентифицировать триггеры переживаний и думать о подходах добавило комфорта и качества в нашу жизнь, - призналась одна из родительниц, участвовавших в исследовании. - Наблюдая за тем, как мой сын развивается в этой программе и находит способ справляться со своими чувствами, я сама получила такое умение как величайший подарок».