Медленно (очень), но верно интерактивные технологии приходят в образование по всему миру — а значит, добираются они и до учеников с особенностями развития.
Отвечая на вопрос о том, как новые технологии могут помочь людям с аутизмом, можно выделить два основных направления.
В первом разработчики цифровых решений стремятся помочь непосредственно людям с РАС. Например, компания Floreotech уже много лет работает на курсом уроков в виртуальной реальности, которые помогают аутичным школьникам выработать стратегии поведения в самых разных контекстах — общение на детской площадке, поход в школу, особенности гигиены в эпоху COVID-19… Из других примеров — проект Стэнфордского университета Autism Glass, который использует очки дополненной реальности, чтобы на лету распознавать и подсказывать эмоции собеседника аутичному пользователю. Отдельно стоит упомянуть проект The Social Express, который представляет собой интерактивный курс обучения поведению в бытовых ситуациях, вызывающих трудности у людей с РАС. А в Израиле, например, разработали виртуальную комнату сенсорной разгрузки, в которой пользователь оказывается в контролируемой среде, имитирующей океан.
Из отечественных разработок стоит упомянуть приложение «Аутизм: Общение» для невербальных людей. И это не говоря о всевозможных программах для составления визуального расписания, обучения счету и различению форм — таких приложений существуют десятки, они простые и обычно имитируют занятия, для которых родители и тераписты используют блокноты и бумажные карточки.
Второе направление — цифровые решения, призванные помочь родителям, педагогам и терапистам. Обычно это узкоспециализированные программы, заточенные под конкретные методы работы. Например, ABADesk позволяет поведенческим аналитикам систематизировать работу с протоколами и оценкой прогресса. Мы в Luden.io придумали приложение ABA Cards, которое призвано избавить тех же поведенческих аналитиков (и не только!) от возни с поиском, распечаткой, ламинированием, сортировкой и хранением бумажных карточек (а то некоторым для этого нужны целые шкафы и даже комнаты, и десятки часов времени в месяц). А, скажем, старое, но уважаемое приложение DT Trainer предлагает целый комплекс для обучения и оценки аутичных учеников по методу отдельных блоков.
Системы автоматизации частично могут помогать людям выполняя повседневные задачи: открывать и закрывать шторы, включать и выключать свет, даже готовить кофе. Пользователь может пообщаться с электронным помощником и голосом попросить сделать какое либо действие, например, включить кондиционер или изменить температуру в помещении.