Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Больше не куратор темы "Психология" в Кью  · 1 авг 2021  · sigitova.ru

Почему психотерапевтическое лечение не всегда "убирает" посттравму начисто?

В самом общем виде травма приводит к каскаду биологических изменений и реакций, а именно:
  • изменение в работе лимбической системы мозга;
  • изменение реактивности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы;
  • изменения на нейрохимическом уровне: нейротрансмиттеры и гормоны, участвующие в регуляции разных психических штук.
Общее правило такое: чем раньше произошла травма, тем тяжелее повреждения и больше влияние на мозг. То есть, с учётом наших знаний о том, что мозг развивается до 20-25 лет, а до 7-8 лет идёт практически ключевой период его роста - детская травма нарушает не только саму работу мозга, но и ограничивает его нормальное развитие.
Структуры мозга, которые, по исследованиям, чаще всего оказываются повреждены травмой - это амигдала, гиппокамп и префронтальная кора - области, участвующие в регуляции эмоций и стрессовом ответе. В некоторых случаях повреждения бывают видны на МРТ, как изменения структуры, размера или свойств этих зон.
  1. Амигдала отвечает за определение внешней угрозы. После воздействия травмы она становится "гиперактивной", определяя как угрозу многие штуки и заставляя нас на них соответственно реагировать (выброс гормонов, "бей или беги").
  2. Гиппокамп - часть лимбической системы, отвечает в основном, за хранение и процессинг воспоминаний. При травме некоторые воспоминания становятся слишком яркими, неотличимыми от реальности, да ещё и постоянно "торчат" в голове, а некоторые исчезают. Что-то, напоминающее травму, вызывает стрессовый ответ такой силы, как будто это сама травма, а не воспоминание о ней.
  3. Префронтальная кора в норме должна бы адекватно регулировать то, что наделали гиппокамп с амигдалой, раз уж они не в себе. Но после травмы она тоже не в себе. Запускается эмоциональная карусель, на которой они ездят втроем и слезть не могут.
От чего зависит степень повреждения этих трёх структур мозга у конкретного человека?
Тут много факторов: генетика, личность, окружение, само содержание и значение травмы, её размер - одно событие или цепь событий, или вообще длительный травматический фон; социокультурные факторы и очень-очень много всего другого.
В детстве всё это ещё имеет мало влияния, поэтому, чаще всего, мозгу не удается выйти сухим из воды и наступает "перелом со смещением в нескольких местах". Потом на психотерапии перелом вылечивается, а последствия смещения остаются.
Как это выглядит?
Все нижеописанные феномены, и сама травма в целом - это нормальные реакции на ненормальные обстоятельства. Даже самые неадекватные из них - естественный ответ на травму в попытке с ней справиться. Это само по себе не патология, не знак нарушения. Клинически важен не столько тип реакции, сколько то, помогла ли она - как человек смог с её помощью что-то изменить в своей жизни и вынырнуть из травмы.
Примерный список проблем, с которыми имеет дело человек в посттравме.
  1. Трудности эмоциональной регуляции. Это когда человека "заливают" разные чувства и с ними трудно что-то сделать, или даже ничего нельзя сделать совсем. Например, вспышки гнева и т.д.
  2. Быстрая активация стрессового ответа. Это означает что человек мгновенно переходит в "боевой" режим, по делу и без него. Режим на самом деле не такой уж боевой, это, скорее, состояние экстремального стресса. Люди в посттравме могут годами и десятилетиями быть в полушаге от этого состояния, просыпаться в него, мгновенно оказываться в нём от громких звуков или от неожиданно сработавших триггеров (startle response) и т.д. По-английски это называется hyperarousal или hypervigilance - способ тела оставаться всегда готовым.
  3. Эффект "догорания", длинный шлейф после стрессовых событий. Человек в посттравме восстанавливается в среднем дольше других, период прихода в себя длиннее, и требует больше сил. Иногда разница в сроках восстановления прямо очень большая.
  4. Диссоциация. Как мы, знаем диссоциация - это травматическая примитивная защита, которая выражается в отщеплении целого куска эмоционального опыта вместе со всеми чувствами и событиями, которые в нём находятся, в какую-то отдельную структуру - "капсулу". В посттравме способность к диссоциации у человека может сохраняться, даже если он лечился, "капсулу" интегрировал и у него спектр защит расширился - например, появились другие, более здоровые и подходящие. Но вот в некоторых обстоятельствах он всё ещё может непроизвольно и неожиданно для себя диссоциировать.
  5. Проблемы с состоянием покоя и расслабленности. Моя первая терапевт рассказывала такую шутку: некоторые люди живут по принципу "если не будешь двигаться - погибнешь", а некоторые наоборот. Вот, первый случай - это оно. Если человек вылечился от травмы и её последствий, т.е., например, у него жизнь мирная и больше травма ему не мешает, то всё равно иногда бывают трудности с расслаблением мышц, с засыпанием и сном, с отдыхом и т.д.
  6. Когнитивные функции. Есть такой типичный списочек - что бывает у людей в сухом остатке после травмы. Это идеи вины, это некоторые процессы, связанные с памятью и это способы оценки ситуаций. Аарон Бек предложил модель когнитивной триады: мысли о себе, мысли о мире и мысли о будущем. Т.е., люди видят себя повреждёнными, мир и других людей - небезопасными, а будущее - безнадежным. Это лечится терапией, хотя предрасположенность, например, к депрессии может остаться навсегда.
  7. Изоляция и избегание. Человек, перенесший серьезную травму, чувствует себя очень отличающимся от других и замыкается в себе. Особенно, если травма была связана с предательством в отношениях. А это большинство детских травм. Иногда даже формируется избегающий стиль привязанности, а иногда просто есть тенденция к избеганию и изоляции. Ну, люди небезопасны, подходить к ним страшно, надо их избегать - такая логика. Психотерапия в данном случае должна быть долгая, несколько лет, чтобы эта плёнка про привязанность и про предательство смогла переписаться.
  8. Триггеры, флешбеки, провалы в травму. Строго говоря, эти штуки соответствуют критериям посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и хорошо лечатся. Но изредка всё же наслоение триггеров пробивает систему стабилизации. Это то, про что говорят: травма - всегда засада, можно хоть перелечиться, но нельзя предсказать, в каком месте в следующий раз провалишься. К сожалению, даже при полностью успешном курсе лечения всегда есть небольшой шанс, что где-то вас будут подстерегать триггеры, которые вы во время терапии просто не вскопали, потому что до них не дошло дело, или они тогда не были актуальны. И вы можете из-за этого триггера провалиться. Обычно это всё-таки бывает очень редко. Если это бывает часто - конечно, это показатель недолеченной травмы и надо бы этим заняться.
  9. Поведенческие реакции. Это как раз то самое неадекватное плохо контролируемое поведение, которое появляется как ответ на какие-то нормальные события. Большая часть убирается психотерапией. Исключения - это если мы попали на неожиданный триггер, или в те 5% (условно) поврежденного мозга, которые невосстановимы. Тогда вот здесь это всё может быть, редко.
  10. Самоповреждающее поведение. Мы все знаем, что оно применяется обычно как способ справиться с сильными переживаниями, и при травме тоже. Я тут не имею в виду классическое самоповреждающее поведение, например, резание себя и всякое такое. Я, скорее, в целом про то, что человек в посттравме иногда выбирает не более безопасный и более хороший для себя способ или путь, а что-то вредное и опасное, неосознанно. Это тоже будет каким-то способом справиться со стрессом.
  11. Склонность к самолечению, скажем так, разными способами. Разумеется, как все нормальные люди, мы не хотим чувствовать боль и хотим, чтобы нам стало легче. Если продолжать метафору про сломанную ногу, то человек ищет способы, чтобы не было так больно наступать и чтобы вообще как-то пользоваться своим телом. И для этого люди иногда применяют разные штуки - алкоголь, наркотики, лекарства, способы поведения и т.д.
Знаете ли вы ещё что-то, дополняющее этот список?
Приглашаю к обсуждению!
Врач-психотерапевт, доктор наук, писательницаПерейти на sigitova.ru
Ответ настолько блестящий, что слов нет. Дополнить можно только списком книг, рекомендуемых к прочтению. К самому... Читать дальше

Конкретного ответа на вопрос нет. Только аналогии про смещения. И пересказ последствий постравмы, а почему не помогает то терапия? Иногда автор просто неграмотно пишет либо теряет мысль
"социокультурные факторы и очень-очень много всего другого.
В детстве всё это ещё имеет мало влияния, поэтому, чаще всего, мозгу не удается выйти сухим из воды и " что?
Мало влияния? А почему плохо удается))

"Клинически важен не столько тип реакции, сколько то, помогла ли она - как человек смог с её помощью что-то изменить в своей жизни и вынырнуть из травмы."

Как то по проще надо писать, клинически важна, помогла не помогла