Автор пишет о неловкости и стыде, как реакции на то, что кто-то оплатил счет за него. Стыд -это ощущение, которое возникает, когда совершил "недостойный" поступок. Совершенный поступок
"конфликтует" с системой ценностей. Стыд выполняет функцию регулятора отношений, защищает от ударов извне, находится на линии, разделяя автора и другого человека, регулирует дистанцию.
Чувство стыда формируется в детстве по цепочке: поступок -реакция-самообвинение-стыд, во взрослом возрасте сокращается до схемы: поступок -стыд.
Токсичный стыд -это когда мы понимаем, что не должны стыдиться в этой ситуации, тем не менее испытываем чувство стыда. Это чувство может быть сильным и неконтролируемым. Скорее всего наша психика отражает родительские установки, родительское отношение. Возможно, это глубоко засевшие стереотипы и установки.
Берн выделяет следующую структуру психики: родитель, взрослый, ребенок. В зависимости от ситуации, люди на протяжении жизни выступают в той или иной роли. Конфликты возникают, когда роль не совпадает с тем человеком, с которым пошли на контакт, по Берну.
Находясь в позиции ребенка по отношению к себе и другим, испытываешь чувство вины. В позиции родителя испытываешь чувство токсичного стыда. Выход прост - занять позицию взрослого, а не ребенка и родителя. Не стоит заниматься самообвинениями и самобичеванием, нужно разрешить ролевой конфликт.
Попробовать избавиться от стыда. Осознать, что уже не ребенок, а сформированная личность; отследить в каких ситуациях возникает чувство стыда (если кто-то оплачивает счет); попытаться предупредить возникновение этого чувства. Если не по карману оплатить счет за всех или даже половину счета, скажите заранее, что оплатите счет за себя.