самовед 🦜 способствую развитию 🦜 учу решать · 6 мар 2023
Почему-то никем не названа прямая и очевидная причина: половое созревание. Тесно связанное с потребностью самоутверждения.
Откуда следует, что агрессивность нарастает в раннем подростковом возрасте и вначале у девочек, а затем (в зависимости от условий среды) должна постепенно снижаться.
Опыту это на первый взгляд не соответствует…
Различия в агрессивности мальчиков и девочек проявляются уже к двухлетнему возрасту. Разные авторы указывают, что на 100% случаев агрессивных актов со стороны маленьких детей в 71% случаев это были мальчики и только в 29% случаев – девочки. Среди подростков повышенный уровень агрессивности отмечался у 37% мальчиков и лишь у 6% девочек
(от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Однако в словаре, обратите внимание, данное определение продолжено описанием различных видов агрессии.
Кроме того, далее идёт отдельное определение агрессивного поведения:
одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением
— зачем так, интересно?
То есть зачем давать столь разные определения одного и того же? Неужто понятие агрессивного поведения от понятия агрессии само по себе так радикально отличается, при том что сама агрессия определяется как поведение.
Затем, видимо, чтобы избежать агрессии со стороны подавляющего большинства исследующих её психологов :)
Это шутка, да. Доля правды в ней состоит в том, что люди вообще понимают агрессию уж очень по-разному. Дело не только в существовании множества непохожих друг на друга определений. Само слово неоднозначно. Ему соответствуют очень разные понятия даже на уровне обыденного языка. Что уж говорить о науке… где требования к точности разграничения гораздо выше.
А слова "агрессивный тип поведения" выглядят (и звучат) слишком научно, чтобы ограничить своё понимание обыденным языком, то есть значениями так называемых толковых словарей.
Я уж не говорю про слово "почему". Оно может отсылать к разным психическим, социальным, биологическим причинам — в зависимости от рода деятельности учёного, контекста вопроса, его (вопроса) мотива.
Далее, подростковая среда. Что это? Подразумевается "среди подростков"? Или конкретная группа; возможно, все они? как некая установленная особым исследованием субкультура. Одно дело, если это выражение — прихоть неизвестного копирайтера. Если мы говорим о научном подходе к вопросу — совсем другое.
Это всё вопросы к Вам, уважаемый автор.
Не исключено, что Вы подразумевали под агрессивным типом поведения поведение "враждебное и вызывающее".
В таком случае Вы использовали переносное значение слова.
Или, возможно, вопрос вызван "беспрецедентным ростом агрессии и насилия" в наши дни. Особенно среди подростков, как многим кажется. В таком случае Вы попросту "начитались".
В моём кругу общения довольно много подростков. И в сравнении с моим школьным опытом они исключительно толерантны. Бывают резкими и хамоватыми от недоумия — но в моём понимании это не агрессия. Их проблемы в общении друг с другом не идут ни в какое сравнение с теми постоянными драками и взаимным унижением, которые были свойственны детям высококультурных ленинградцев. Конечно, это не доказательство, но в "беспрецедентный" рост агрессии и насилия среди подростков я не верю.
Давайте сосредоточимся на психиатрическом толковании агрессии. Читаем в словаре:
Один из механизмов психологической защиты. Понятие, введенное K. Horney для обозначения защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации. Примером этого является агрессия перемещения, наблюдающаяся в тех случаях, когда агрессия на реальный фрустратор нежеланна, может привести к тяжелым последствиям. К механизму агрессии перемещения относят негативизм, критиканство, отказ в сотрудничестве, если они направлены не на истинный источник фрустрации
— то есть психиатрия по факту наследует психоаналитический термин. Разумеется, это преувеличение, поскольку даже в этом не вполне определении неявно содержится обыденное понимание агрессии. Здравый смысл "это наше всё"…
Тем не менее, так или иначе. Нас тут интересует не внутренняя логика психиатрии, а указание на причину агрессии. Мы ясно видим, что по крайней мере в одном из толкований этого понятия агрессия вызывается фрустрацией.
Теперь давайте спросим — фрустрированы ли подростки? И фрустрированы ли они сильнее детей и взрослых, юношей и стариков, молодёжи разного сорта? Точно ответить на этот вопрос в отношении всех мы не можем — но можем выделить общие фрустрирующие факторы.
Не испытывают ли они непреодолимого нарастающего давления со стороны социума, при невозможности отказаться от своих новых, ещё не вполне ясных желаний?
Тут, правда, придётся уточнять уже понятия фрустрации и фрустратора, возможно и другие, углубляться в психоанализ и/или "продолжающие его дело" теории…
Давайте оставим это дело на потом.
То есть это я оставлю. Вам ничто не мешает продолжить. Безо всякой, что характерно, фрустрации…
Подросток - это несформировавшаяся личность, подверженная плохому и хорошему воздействию окружающей мира, он только начинает познавать себя, все его чувства обострены, выстреливают, если его задеть.
Агрессия резко возрастает в подростковом возрасте, ведь теперь появляются новые возможности и силы, которые были подавлены обществом, родителями, учителями.
Причины... Читать далее
Психика человека состоит из пространства эмоционально-чувственного восприятия и языкового пространства. Языковое пространство служит своего рода управляющей программой, позволяющей структурировать эмоционально-чувственное восприятие.
Языковое пространство развивается из языковой плоскости путём обобщения слов, за которыми кроется конкретное содержание, в понятие... Читать далее
Подростковый возраст считается периодом перехода от детства к взрослости, когда происходит значительное изменение во многих сферах жизни. Подростки сталкиваются с большим количеством новых испытаний, вызовов и стрессовых ситуаций. Они должны адаптироваться к новому социальному окружению, строить свои отношения с друзьями и сверстниками, а также принимать взрослые... Читать далее
Как наглядно показал К.Лоренц, и прочие исследователи этого вопроса, агрессия суть просто реакция здорового животного на нарушение его границ, включая личную неприкосновенность.
В этом смысле и для психологически здорового человека является нормой реагировать агрессией на нарушение его границ, включая покушение на его личную неприкосновенность.
Однако система воспитания... Читать далее
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных, СТЭ, этология. · 26 мар 2023
Потому, что именно для подростков - самой актуальной жизненной задачей - является встраивание в систему "взрослой иерархии". А взрослые отнюдь не желают "подвинуться", освободить своё место, которое сами завоевали с трудом! И конкурентов полным-полно!
Без агрессии тут никак не обойдёшься. Но!
Действительно серьёзно повышается уровень агрессии у подростков с высоким... Читать далее
Я филолог-германист, специалист в области английского языка. Окончил ЛГУ в 1980 году... · 8 мар 2023
Кто сказал, что подросток несформировавшаяся личность? Это с нашей, взрослой, точки зрения они несформировавшиеся. Друг друга они воспринимают как полноценную личность. Для них не стоит вопрос «когда ты повзрослееешь?»
Агрессивный тип поведения присущ не всем подросткам. В большинстве своем это покладистые, послушные ребята. Иначе школы превратились бы в тюрьму или... Читать далее
В вопросе ключевое слово - преобладает. Не все подростки агрессивны. Агрессия преобладает в среде связанной с промышленным производством, несущим низкий уровень культуры, испытывающей проблемы с трудоустройством, имеющий низкий социальный статус, страдающей курением и алкоголизмом.