Всоответствии с формулировкой Сократа у людей имеются только три профессии отБога: педагог, судья, врач. Остальные профессии помогают реализовать этиглавные потребности человека:
· получитьзнания о разносторонней жизни от учителя;
· желаемымв своём понимании образом чувствоватьсебя в обществе с помощью судьи;
· поддерживатьуровень своего психофизиологического состояния с помощью доктора.
Идействительно, врач сопровождает человека с момента рождения – порой даже ранее– до завершения его жизненного пути.Конечно, врач – одна из важнейших профессий. Судья же способствует созданию желательного окружения для личности в течение еёфункционирования. Важно это? Конечно. А вот педагог должен направлять этуличность в эффективном её продвижении по жизненному пути. Несомненно, педагогтоже важен как в личном плане для человека, так и в социальной его эффективностидля общества.
Невникая особо в философские предпочтения Сократа, можно всё-таки отметить, что вего цитате педагог стоит на первом месте. Возможно, это связано с тем, что у врача исудьи есть готовые алгоритмы и законы их деятельности, результат которойпрослеживается в ближайшее время. А вот педагог более свободен в методах исредствах воздействия на воспринимающего его деятельность ученика, порой вообщепарадоксальных и противоречащих здравому смыслу. Ярким примером такой «свободы»может служить действительный случай в одной из советских среднеазиатскихреспублик. Молодому педагогу с профилем вузовской подготовки для преподавания физическойкультуры поручили в малокомплектной школе в горном ауле вести уроки ещё потруду и иностранному языку. Никто не обращал внимания на его уроки, а он доприезда проверяющей комиссии семь лет преподавал осетинский язык, т.к. сам былосетином. И все были довольны его уроками иностранного языка.
Крометого особенностью деятельности педагога являетсято, что по ряду причин конечный результат обучения непредсказуем по характеру,включая обратный для желаемого педагогом, и времени проявления (возможен черезгоды и даже поколения). Поэтому педагог в некотором смысле является более неординарнойфигурой в троице профессий от Бога, не принижая, однако, значения двух других.
Теперьо творческом мышлении. Не вступая в бесконечно длящуюся дискуссию опроисхождении человека, можно отметить следующие этапы его эволюции:
homo erectus – резко выделившийего из общей группы животных, к которым он относился и продолжает в нейоставаться;
homo sapiens – подразумеваетактивизацию мыслительных процессов человека с целью разумной оценки возникающихситуаций и выработку реакции на них.
Однакопросто разумность не определяет её направленность, в то время как, толькотворчество способствует интеллектуальному развитию индивида и прогрессу окружающегоего общества в целом. Поэтому параллельно с разумностью на разных этапах инаправлениях развития формировались личности creative homo – творческие люди, реформирующиеили вводящие новые, часто вообще отрицающие архаичные общие для всех понятия.Причём творчество следует рассматривать не только при создании неизвестногодоселе продукта в традиционных для этого областях, связанных с наукой, искусствомили писательской деятельностью, а более широко, практически в любых формахжизнедеятельности человека. Творческий подход трансформирует эти формы, делаетих более удобными при использовании, более качественными и красивыми. И это,кроме того что является полезным для общества, приносит моральноеудовлетворение автору творения, повышая его социальный статус и, давая ему личнуюгордость за свою деятельность, наполняя жизнь смыслом. Поэтому можноутверждать, что творческий подход является общим фактором прогресса виндивидуальном и общественном плане.
Всвязи с вышеизложенным вопрос о необходимости учить школьников творческомумышлению на первый взгляд кажется риторическим. По определению учитель долженподготовить ученика к его эффективному функционированию в последующей жизни. Атворчество как раз и наполняет её интересом и необходимой при этом активностью.Однако надо учитывать, что формирование входящего в полноценную жизнь человека осуществляетсякроме школы ещё и семьёй в совокупности с окружающей средой. При этом последниепо силе влияния порой значительно выше возможностей современной школы внаправлении формирования творческой личности. Это хорошо прослеживается в создании«династий» актёров, певцов и музыкантов даже вопреки известному тезису, что «надетях природа отдыхает». Очевидно, родители каким-то образом влияют на эту природу,добиваясь желаемых с их точки зрения последующих жизненных позиций любимогочада.
Теперьо возможностях непосредственно школы в обучении учеников творческому мышлению.В школьном образовательном процессе превалирует групповая, классная формапедагогического взаимодействия педагога и учеников. При этом каждый из них –личность со своими психофизическими свойствами. А по формулировке Платона:«Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо разжечь». И вотпедагог имеет для своего педагогического воздействия группу личностей с различнымврождённым темпераментом реакции на внешние раздражители, в которую входятхолерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. И можно ли всех их «разжечь»единой педагогической практикой. Да ещё если в группе имелись деструктивисты, неизменноотрицающие все существующие правила и порядки (из них, кстати, в итогеполучаются личности с противоправной деятельностью и революционеры).Естественно, общую методику обучения творческому мышлению в существующей школепредставить сложно. Более – менее положительные результаты получаются вспециально создающихся школах для одарённых детей. Но и там по правиламсоздания этих школ имеются естественно и искусственно одарённые дети. Первыедействительно демонстрируют впоследствии заслуживающие уважения результатысвоей жизнедеятельности. А вот вторые, получившие свою «одарённость» за счётфинансовых и властных возможностей родителей, удостаиваются в дальнейшем всоответствии с полученным в результате обучения в такой школе сертификатомсоциальные позиции, также заслуживающие уважения, но с несколько другимоттенком.
Такчто же делать с обучением в школе творческому мышлению? Прежде всего,необходимо иметь в виду следующие положения:
· творческиеспособности закладываются человеку природой в соответствии законами еёфункционирования и имеются у подавляющего числа людей (недавно, однако, появилась информация, что в некоторыхзамкнутых сообществах отсутствует генетическая предрасположенность к освоению игенерации новых знаний и направлений жизнедеятельности);
· качестворезультатов творчества во многом определяется количеством и уровнем полученныхзнаний (по Платону важно разжечь факел, и это действительно так, но вот горетьон может только при наличии содержательной стороны любой проблемы):
· творческиеспособности индивидуальны (построение идеального общества с абсолютно одинаковымивоззрениями и направлениями творческоймысли – иллюзорно);
· творческаяактивность может иметь прогрессивный и регрессивный характер;
· длятворчества необходима мотивация, в то время как творчество личности может бытьподдержано или отвергнуто окружающей средой и обществом в целом, что является основой такихнеблагоприятных для общества и личности состояний, как нарциссизм или жизненнаятрагедия.
Анализируяпредставленные положения можно констатировать, что школа в современном еёсостоянии не способна полноценно реализовать их. Возможно лишь усреднённо длягруппы или класса акцентировать внимание информационными приёмами и проблемнымхарактером преподавания изучаемых дисциплин на творческой составляющей процессасоздания и анализа нового явления и устройства. Если же ставить задачу эффективногоразвития творческого мышления в школе, то коренным образом должно быть пересмотреноотношение к ней и положению педагога в обществе в целом. При ориентации школына проверенный практикой преподавания личный контакт педагогов с обучаемымишколе сам бог определил её назначение как важнейшего центра общественной жизни ареала,в котором она находится. Этому способствуют следующее:
· вшколе в целом сосредоточена наиболее квалифицированная часть жителей окружающейтерритории;
· педагогическийколлектив школы обладает разносторонними знаниями в различных областяхжизнедеятельности;
· педагогикасама по себе подразумевает неизбежное творчество в деятельности учителей,которое они постоянно используют и проверяют практикой.
Реализацияуказанных назначения и особенностей школы позволит ей существенно влиять нетолько на учеников, но и на их родителей и близких. При этом она должнасодержать комплекс организационных форм, включая школу в теперешнем еёпонимании для непосредственного контакта с учениками и наполнения «сосуда»знаниями с информацией о значении творчества в конкретных случаях в различныхдисциплинах. Кроме того школе должно быть поручено индивидуальное привлечениеобучаемых к различным сферам культуры и спорта, к понятию и реализацииздорового образа жизни. Очевидно, что при соответствующей финансовой поддержкепедагоги по профилю их преподавания найдут пути индивидуальной развития творческого таланта учеников наоснове их личностных характеристик, что будет особенно эффективно припривлечении родителей к общим для всех целям формирования растущей личности. Тоесть нельзя отрывать от школы органичные для неё внешкольные занятия учащихся.Кстати, в советское время такие технологии использовались с успехом, учитывая,однако, возможное по тем временам материальное обеспечение внеклассных занятий.Помню, как мы лихо пели солдатские песни в хоре, организованном участником иинвалидом войны учителем по математике под его аккомпанемент на гитаре. Были вшколе и театральный, и музыкальный, и литературный, и математический,занимающийся не натаскиванием на ЕГЭ, а решением задач из книги позанятной математике, и ряд другихкружков. К сожалению, материальное обеспечение такого внеклассного творчествапедагогов, да и учеников соответствовало скромным возможностям государства в товремя. Сейчас, конечно, всю эту работу по развитию индивидуального творческогомышления можно организовать и обеспечить материально на более высоком уровне. Даи родители могут заинтересоваться совместным с детьми формами их развития виндивидуальным для каждого направлении. В какой-то степени такое построениешкольного образования решает проблему недофинансирования учителей и использованиянадбавок за внеклассную работу частично вместо «вбухивания» финансов в культуруи спорт при неадекватных результатов их деятельности.
Фантазируяо школе – комплексе необходимо иметь ввиду, что современные компьютерныетехнологии резко меняют многие стороны нашей жизни, вторгаясь в том числе и в школьноеобразование. Например, подавляющее большинство игр на компьютере в настоящее время наполнены псевдотворчеством поискавыигрышного варианта действий для достижения «победы». И школьник рад, что емупозволено выбирать что-то самостоятельно. Однако цель такого творчестваоторвана от жизни. Кроме того у молодых людей с неустановившейся психикой можетпоявиться игровая зависимость, что уже неоднократно подтверждено практикой.Поэтому формула «учитель, воспитай ученика» ещё долго будет основной формой преподавательскойдеятельности, с рациональным использованием компьютера во вспомогательных ирасширяющих возможности целях.
Однаков новой школе повышаются и требования к педагогу по качеству преподавания иформирования творческого мышления у учеников. Очевидно, что при подходе кшколе, как к региональному центру всестороннего формирования личностиподрастающего поколения, значение педагога в обществе повысится. Это само собойдолжно переломить традицию, когда выпускник школы, не придавший должногозначения во время учёбы к освоению значений по математике и физике, поступал в педагогический ВУЗ на языковые отделенияи становился в последующем учителем-ремесленником по пересказу учебников.Творческая составляющая педагогического процесса в этом случае равна нулю, и,как следствие, такие учителя своей деятельностью плодили своих последователей.Авторитет педагогов в целом падал, что отражалось на отношении к ним общества игосударства.