Давайте сначала определимся с тем, что мистики подразумевают под духом. Мистические традиции, если говорить о духе по отношению к человеку, различают как минимум два значения этого явления. Первое - Дух как Высшая Сила, направляющая и ведущая человека по жизни. Второе - дух, как качество сознания человека, которое характеризуется способностью воздействовать на реальность (в первую очередь, на субъективную).
Следует сделать оговорку, что под духом (с маленькой буквы) мы понимаем здесь нечто имманентное, то есть присущее человеку. Понятие Духа (с большой буквы) может также иметь трансцендентное значение, тогда оно указывает на Бога, Божество или Божественное, как бы на существующее во внеположенном от человека "пространстве". Это нечто принципиально иноприродное человеку и человеческому. Поскольку психология имеет дело, в первую очередь, с субъективной реальностью человека (психический мир), то речь пойдёт о духе с маленькой буквы и в упомянутом имманентном значении.
Итак, первое. Дух, как высшая сила, ведущая человека, в психологии часто именуется Высшим Я. Правда, далеко не все психологи понимают, что именно это значит и часто наделяют это понятие (феномен) своими представлениями, порой интуитивно-спекулятивными. Опять же, не у всех людей их модель мира включает в себя феномен Высшего Я. Поэтому при переводе с мистического на психологический мы здесь зачастую сталкиваемся с отсутствием релевантных понятий (и опыта!) в модели мира некоторых людей, что в этих случаях делает невозможным задачу перевода как таковую. Получается, что в сухом остатке мы имеем дело с небольшой группой людей, у которых есть определённый индивидуальный опыт, связанный с постижением Высшего Я. Под ним мы можем понимать законченную и реализованную во времени сложную совокупность качеств и способностней конкретной личности. То есть речь идёт о некой надличностной структуре высшего порядка, с которой человек удерживает персональную связь. А далее уже нужно разбираться кто из авторов-психологов трансперсонального направления в своих трудах подразумевает именно это под Высшим Я (а называть его они могут Самостью, Духом и т.д.)
Второе. Дух, как качество сознания человека, которое характеризуется способностью воздействовать на реальность. Здесь более ясно, поскольку понятием сознания психология оперирует часто и смело, правда в самых разных смыслах и значениях. Нас интересует сознание не как характеристика когнитивной и познавательной деятельности, а как "структура" личности, управляющая жизнедеятельностью в целом. То есть когда человек может управлять своими эмоциями, поведением, желаниями, целеполаганием, реакциями и т.д. Наиболее близким из психологии тут может быть понятие Взрослого (Внутренний Взрослый) со следующими функциональными качествами:
- понимание возможностей и ограничений;
- самостоятельный выбор;
- разнообразие интересов;
- планирование и позитивное видение будущего;
- способность хотеть и достигать.
В заключении скажу, что мистическое оперирует опытом, прежде всего. Мистик сначала нечто переживает и проживает, а потом об этом свидетельствует, в том числе в текстах и книгах. Психология же исходит из построения моделей, с которыми мистический опыт может так или иначе резонировать. Это совсем не значит, что психологи являются кабинетными учеными. Они, прежде всего, исследователи-практики внутреннего мира своего и других людей. Для мистика исследование вторично, так как его ум и сознание захвачены связью с более высокой реальностью. Он не в силах с ней растождествиться окончательно, поэтому вынужден её исследовать, постигать и описывать.