Рентабельность — показатель дохода, а наценка — часть цены
Рентабельность — это отношение прибыли к выручке в процентах. Она помогает оценить, насколько эффективно организация использует ресурсы: деньги, кадры, сырье. Зная рентабельность, можно спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций.
Наценку тоже считают в процентах, она отражает разницу между конечной ценой товара и его себестоимостью.
Рентабельность не может превышать 100%, а наценка может быть любой, например, 200, 300 или 500%. Наценка, как правило, выше рентабельности.
Как рассчитать наценку
Рассчитать наценку можно по формуле:
(цена – себестоимость) / себестоимость х 100%
Допустим, себестоимость одной шоколадки — 50 рублей, а предприниматель продает ее за 100 рублей. В этом случае наценка составит 100%.
Как рассчитать рентабельность
Формула для расчета рентабельности:
прибыль / выручка х 100%
Предположим, за месяц предприниматель продал 500 шоколадок стоимостью 100 рублей. Его выручка — 50 000 рублей.
20 000 рублей предприниматель отдал за аренду и другие расходы, то есть прибыль от продажи шоколада — 30 000 рублей.
Согласно формуле, рентабельность в этом случае составила 60%.