Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему комиксы такие дорогие? Например, один выпуск о Скотте Пилигриме стоит в районе 700-900 рублей.

КиноДеньги+4
Аделия Хисматуллина
  · 9,3 K
Совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»  · 8 июл 2018

Прежде всего, вы где-то не там смотрите. В нашем магазине «Скотт Пилигрим» стоит 550-600₽, откуда вы такие цены берете, я не знаю. Переходите к нам)

Теперь давайте разберем, из чего состоит цена на комикс.

  • Лицензионные выплаты. Издателю в России нужно купить права на издание комикса. Причем, если речь о какой-то популярной серии, которую хочет издать сразу несколько издательств, между ними начинаются торги — по итогам торгов кто-то один заплатит за право издания больше, чем планировал изначально. Здесь есть любопытный нюанс, стоимость прав не всегда зависит от размера оригинального издательства — комиксы Marvel в этом плане одни из самых дешевых и гораздо доступнее независимых и авторских серий. После этого нужно оплатить так называемые «материалы» — исходные файлы, которые и будут ретушироваться и идти в печать. И, наконец, есть роялти, авторские отчисления. В отличие от двух других платежей, они перманентны — их выплачивать надо, грубо говоря, от каждой проданной книги. Например, если ваш комикс популярен и у него вышел дополнительный тираж, материалы и права покупать уже не надо, а вот роялти платить вы будете и дальше. У издательства, имеющего в пакете сразу много серий, ежегодные выплаты роялти могут быть довольно ощутимыми.
  • Стоимость производства. Над комиксом будут работать переводчик, редактор, верстальщик, ретушер-оформитель — и все они должны получить за книгу гонорар. Пусть даже гонорары в этой области в России не очень высокие.
  • Стоимость печати. Готовый (переведенный и оформленный комикс) идет в типографию, и издательство платит типографии за работу. Чем выше тираж — тем дешевле печать. Однако, сейчас тиражи комиксов в России не очень высоки, поэтому печатать их сравнительно недешево + это зачастую цветные издания на хорошей бумаге, с печатью обычных книг не сравнить. Издавать комикс большим тиражом ради скидки от типографии тоже нельзя — если он не продастся, он будет лежать на складе издательства мертвым грузом, и деньги за его печать тоже не вернутся. Здесь каждый раз происходит важный расчет, от которого очень многое зависит.
    Из этих трех составляющих у нас получилась цена, в которую книга обошлась издательству. Например, X рублей. Мы напечатали комикс тиражом в 3000 экземпляров, и разделив затраты на 3000, получили сумму X. Теперь мы прибавляем к этой сумме другую цифру — Y. Y — это наценка издательства, которую оно получает, продавая комикс оптовым распространителям. То есть, магазинам. Так издательство зарабатывает деньги.

Следом очередь магазина, который получил от издательства книгу по стоимости X + Y (при условии, что нет посредника, который, к примеру, помогает большим издательствам отправить книги в маленькие магазины, которые не могут заказывать там издания самостоятельно. Тогда цифра Y вырастает). Теперь магазину надо заработать, поэтому он делает свою наценку, назовем ее Z. То есть, покупатель получает книгу по стоимости, которая складывается из формулы X + Y + Z. 

Вопреки распространенному в соцсетях мнению, цифра Z в российской индустрии комиксов очень невелика. Даже цифра Y не очень велика. Российские издатели комиксов несколько лет назад приняли решение (по сути, не сговариваясь), что важнее «подсадить» как можно больше новых читателей на комиксы, и поэтому цены не очень ощутимо менялись с 2014 года, хотя экономика страны как раз изменилась. В начале этого года стало ясно, что больше так продолжаться не может, поэтому магазины, к сожалению, повышают цены — повышают к сожалению для читателей, но чем больше цифра Z, тем больше магазин может развиваться, не говоря уже о пользе цифры Y (чем больше заработало издательство, тем больше оно издает). Например наценка на обычные книги в России гораздо выше, просто они, действительно, дешевле в розницу, и на это никто не обращает внимание. На книжном рынке X зачастую ничтожная сумма, а Y и Z сильно больше. Еще могу привести в пример индустрию настольных игр — там Y и Z тоже очень отличаются от X, и магазины, которые специализируются на настольных играх и пытаются распространять комиксы, часто не верят в то, насколько невысокая маржа им предлагается.

Итак, мы имеем комикс — произведение цветное или черно-белое, на печать которого у типографии уходит больше ресурсов, на создание которого ушло больше усилий (комикс не только написали, но еще и нарисовали) чем на создание прозы, поэтому отчисления больше, и, к тому же, все-таки нишево популярное в России. И тут я показываю вам фокус — вернемся к началу моего ответа. «Скотт Пилигрим» продается в нашем магазине за 600₽, это рекомендованная цена его издателя «Комильфо». А сколько эта книга стоит в США, если взять ту же рекомендованную цену — она там и вовсе на обложке напечатана? 25 американских долларов, то есть 1500 рублей с лишним! Давайте посмотрим другой пример? Возьмем только что выпущенный нами комикс «Перчатка Бесконечности». Мы продаем его за 450₽. Сколько стоит аналогичное издание в США, на родине этого комикса? Те же 25 долларов, 1500 рублей! И, напоследок, давайте сравним цену на оргинальное и переводное издание обычного современного сборника в мягкой обложке, куда входит от 4 до 6 комиксов, самый распространенный формат на российском рынке, так называемый ТПБ. Сейчас его цена в России — 370₽. Вот примеры — раз, два, три. Каждый из этих комиксов в оригинальном издании стоит от 15$, то есть от 940 рублей; даже если взять его на вторичном рынке, будет что-то в районе 12 — 750 рублей. Разница ощутима? По-моему, да. То есть, российские издатели очень серьезно адаптируются под российские реалии, и продают комиксы дешевле, чем они стоят там, где их нарисовали — при том, что здесь тиражи гораздо меньше, повторюсь.

И теперь главный вопрос. Считать ли комикс дорогим в России? Да, это не самое дешевое удовольствие из всех возможных. Однако, купленный вами комикс остается с вами навсегда, не только в виде книги на полке, но и в виде положительных (надеюсь) впечатлений. Если смотреть на покупку под таким углом, для меня, к примеру, нет вопроса, на что потратить 370₽ — на бургер, который я съем за несколько минут, или на комикс, который будет доставлять мне удовольствие иного толка гораздо дольше. Мне кажется, комикс — хорошая инвестиция в свое хорошее настроение и не надо стесняться достойно платить тем, кто с этой инвестицией вам помогает. И в этом контексте комиксы в нашей стране, пожалуй, не очень дорогие.

большое спасибо за подробный разбор, мое мнение сильно изменилось)