У многих государств существуют сходные юридико-технические признаки, главным из которых является форма права. Количество этих правовых семей у каждого из учёных права и сравнительного правоведения варьируется. Два крупных немецких учёных Цвайгерт и Кетц выделяют восемь правовых семей, американец Осакве выделяет тринадцать, украинский правовед Бехруз обозначает семь правовых семей и ещё одна точка зрения на количество правовых семей представлена французским ученым Леже, но классической цифру определил французский учёный Рене Давид, от которого мы и будем отталкиваться. Он указал на три правовых семьи в двух списках:
Основные правовые семьи:
Романо-германская (континентальная) - здесь представлены национальные системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римского права, христианских и местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция, Россия). Основой этой правовой семьи является римское право, эти страны позаимствовали его содержательные принципы (состав нормативного акт, юридическая доктрина, систематизация по кодексу и иерархичность судебной системы от местных судов до высших). Правовая система до периода СССР и после тоже является континентальной, которая образовалось под несколькими временными влияниями: сперва приход христианства из Византии, в которой тоже действовало римское право; затем европеизация при Петре I (здесь правовые аспекты были взяты от германских стран), а в эпоху Александра I было заметно влияние французской правовой группы. В Романо-германской семье выделяют внутренние течения, основанные на местных традициях и укладе жизни:
Социалистическая - эта правовая семья основана на идеологии социализма. Здесь государство имеет расширенные функции, поэтому может вмешиваться в любые сфера общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление социальных обязательств. Хотя многие рассматривают эту семью как часть романо-германской семьи, потому что социалистическое право не отказывалось от методологии континентальной системы, имея при этом часть уникальных судебных норм (товарищеский суд).
Дополнительные семьи права:
Религиозная - это правовая семья основана на религиозных догмах. В исламе таковым выступает шариат, в иудаизме галаха. В Средневековой Европе не сформировалась религиозная правовая семья, потому что Церковь всегда была частью духовной сферы, однако некоторые религиозные принципы легли в основу законодательных актов.
Традиционная - правовая система, основанная на традициях, где внутри племенной общины или этнической группы происходит регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев. Распространена в Центральной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии и Океании. Правосудие осуществляет совет старейшин, сохраняется повиновение на уважении к духам предков.
Дальневосточная - правовая семья, основанная на философском учении. Особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим (патриархальная иерархия). Ключевая особенность - это внесудебный процесс примирения и поиск консенсуса. Цель - достижение гармонии между человеком и природой, из-за чего эта правовая семья имеет связь с традиционной правовой системой. Последнее время право в некоторых дальневосточных странах стало тяготеть к европейской континентальной правовой семье (Китай, КНДР и другие азиатские страны с социалистическим толком), а также Япония, где заметное влияние на право оказала англосаксонская система посредством американской изменений.