Насколько патологично придумывать персонажей и наделять их характером, судьбой, личностью?
Настолько, насколько человек отдает себе отчет в том, что сам создаёт образ. Иначе бы любой писатель или сценарист, который создает персонажи, был бы психом.
Если воображаемый друг – осязаемая, видимая, слышимая галлюцинация, которая приходит сама по себе, я бы сказала, что это странно даже в 5 лет от роду. В штатах принято считать, что наличие воображаемого друга у ребенка до определенного возраста – это нормально. Поскольку я не американский аналитик, мне сложно понять, что именно вкладывается в этот термин.
В жизни ребенка есть этап, когда он примеряет разные роли и модели поведения. Девочка может играть с куклами, которые «мама», «папа», «малыш». Она может иметь не только воображаемых друзей, но и воображаемых родителей. И даже воображаемую себя.
Насколько ребенок отдает себе отчет в том, что сам это придумывает? Трудно сказать. Вероятно, он может погрузиться в игру и не рефлексировать происходящего и процесс придумывания. Игровые персонажи для него могут быть реальными. Просто они не «в общей реальности», а в «игровой (воображаемой) реальности». Делает ли ребенок различия между двумя мирами? Вероятно, нет или не всегда. Согласно аналитическим стадиям формирования личности и ее границ, ребенок на определённом этапе развития не отделяет себя от мира, себя от других людей. У него реальное и воображаемое, он сам и другие – «недифференцированное (неразделенное) поле».
Взрослый человек вроде бы должен понимать разницу между воображением и чувственными восприятиями окружающего мира. В смысле должен понимать, где внутренняя, а где внешняя реальность. Если воображаемый друг во внутренней реальности, может быть просто привычка сформировалась кого-то воображать от одиночества или по другим причинам. Если воображаемый друг во внешней реальности, «за пределами головы», вероятно, стоит обратиться к специалисту. Опять же, зависит от ситуации. Если человек просоциален, любит поговорить и оказался в изоляции (необитаемый остров, камера-одиночка). Насколько это ненормально создать образ, убедить себя в его независимом происхождении, общаться с ним?
То есть, сначала надо понять, что именно является воображаемым другом, и обстоятельства его возникновения, а потом рассуждать на тему, насколько это нормально.