Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Аланы - это карачаевцы или осетины?

Если это не карачаевцы ,то почему столица Маас Алан находиться на территорий карачаевцев ,Архызское городище и храмы 10 в?
НациональностиКавказ
Rashid Chomaev
  · 20,3 K
По образованию теолог. Увлечения - история, этнография. Профессиональная деятельность - пр...  · 17 февр 2017

На эту тему бушует старый холивар карачаевцев и балкарцев с осетинами. Рискну внести свои предположения. Древнейшее население Северного Кавказа это языковые и генетические предки современных адыгских народов, вайнахов и большинства дагестанских этносов. Но Кавказ не одинокий остров в океане. Туда время от времени вливались пришлые народы. Такими были ираноязычные аланы и различные тюркские племена. Аланы осели в предгорьях Северного Кавказа в на исходе эпохи Великого переселения народов. Новообразованное Аланское царство располагалось от западных отрогов Кавказкого хребта до современного Дагестана. В результате монгольского нашествия аланы были вынуждены отступить ближе к горам. В это же время группы кипчаков, преследуемые монголами спаслись в ущельях Кавказа по соседству с аланами. Приход Тамерлана стал для предков осетин еще большей катастрофой. Уцелела меньшая часть народа. Сказание о Задалесской Нане имеет под собой реальные события.

Поскольку предки карачаевцев и балкарцев поселились в местах где уже находилось Аланское царство, естественно они подверглись их культурному влиянию. Впрочем и наоборот. Бесспорно, что и эти оба народа в свою очередь смешались с аборигенами Кавказских гор. Недаром у осетин и ингушей существуют кланы, считающие друг друга родственниками

По моему мнению, нет ничего зазорного в том, что чьи-то предки пришли на данную землю чуть позднее соседских. К сожалению, некоторые деятели подвергают сомнению факт принадлежности алан к иранцам, и провозглашают их тюрками. В чем предмет спора? Аланы и древние тюрки равно ценны перед Создателем и историческим процессом. Оба народа влияли друг на друга, заключали межэтнические браки.

Начните писать картины.

А как на счёт гуннов,из за которых переселились аланы,среди них были и тюркские племена так как слово гунн означает союз племён? 

Я больше склоняюсь что рассказывают нам наши деды что расказывали им их деды.У карачаевцев сохранилось чистота тюркского языка,и лучшая порода лошадей (по выносливости)в россии, а кочевому народу нужна такие лошади.Карачаевцы народ позднепринявший Ислам, могло же этому соприпятсвовать самые древние храмы в росси которые там находятся.И не важно какая у тебя история твоего народа перед Всевашним мы все равны!

Лучшая порода лошадей по выносливости это кабардинская, завязывай)

Аленксандр Литвинов,  зачем бредить о том в чём не разбираетесь? Осетины к аланам ни какого отношения не имеют. У них нет в языке этого слова, и ни соседний народ их так не называет. А сами осетины (иронцы и дигорцы) называют "асами" карачаево-балкарцев. Приписка осетин к аланам - наглая фальсификация этнической истории.

Такова же этнографическая реальность:  

«Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев), живущих на северном склоне главного Кавказского хребта, близ Эльбруса, у истоков р. Кубани». И. А. Кипшидзе, «Грамматика мингрельскаго (иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем» (С.-П., 1914).

«Замечательно, что Сванеты соседей своих Карачаевцев иначе не называют, как Аланами. Это след для историков древняго народа – Аланов». ЛЗ. Статья "Сванетия", 1845 г.

«Дигорцам... плоскостным и горным, имена Аси (Балкария) и асиаг, аессон (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко связываются ими с тюркоязычным населением, живущим за перевалом Стулиафцег». Волкова Н. Г., "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.

«Осетины называют асами тюрков в Балкарии и карачаевцев на Малке и Кубани». (Е. Зичи, 19 век, «Осетины глазами русских и иностранных путешественников», Орджоникидзе, 1967, с. 283).

«Осетины, не присваивая себе названия оссов или ассов, называют этим именем западных соседей, живущих на Кубани». П.К. Услар, 1881 г.

«Асы (иронское)/ Аси, Асси (дигорское) – «Балкария», «балкарцы»; иронское «асиаг», дигорское «аессон» - «балкарец», «балкарский». Абаев В.И., ИЭСОЯ, т. 1, с. 79.

«Басияне в долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также карачай-турками и аланами». Газета «Кавказ», 5 декабря 1853 г. № 90.

Ибн Саид аль-Магриби (XIII в):

«К востоку от моря [стоит город] ‘Аланиййа. Он населен людьми из народа ал-’алан, которые являются христианизированными тюрками. Его координаты – 69 градусов долготы и 46 градусов широты. Ал-’алан – это многочисленный народ, обитающий в том районе и позади Баб ва-л-Абваб. По соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас, похожий на них по своим обычаям и вере».

Кабардинской породы уже нет, а есть карачаевская, которую вы сейчас выдаёте за кабардинскую.))

@Очевидность, 😂😂😂 никогда не было Карачаевская порода лошадей ну если не ишак конечно на котором вы Карачаевцы пасли овец для Кабардинских князей 😂 мечтать не запретиш 

Кто такие аланы?

О летописи хазарских летописцев Ботая, Барлыу, Бантау Толгуна, опубликованной в книге историка Хасанова Н.И. «Къарча. Ёмюрледен тахсала» (Карча.Тайны веков),написано и опубликовано немало. Есть перевод летописи с хазарского на русский исследователя Алана Глаша. Опубликованы несколько статей и автора этих строк («Карча и его время», «Хорошо бы к этой дате», «Карча это видел» - на русском языке).

В предлагаемой статье мы попытаемся сделать некоторые выводы, основанные информации, содержащейся в летописи.

Первое. В среде ученого сообщества, любителей и знатоков истории немало споров и разногласий относительно этнической картины на территории средневекового Северного Кавказа. Летопись даёт довольно подробную информацию по этому вопросу в период с 1378 по 1463 годы (период до и после опустошительного нашествия полчищ Темерлана).

Хазарские летописцы Ботай и Барлыу в 1378 – 79 годах объехали огромные территории бывшего Хазарского каганата.

От Лабы, Урупа до Сунжи в горах и предгорных равнинах Северного Кавказа они отмечают сплошные поселения с тюркскими названиями и тюркским населением: хазары, кипчаки, койманы, карачаевцы – аланы (в летописи «алан къарачайлар»); карачаевцы – капыказы, тауказы, алказы,айрыказы,карачаевцы – кабары, сабары, теберы,карачаевцы – баксанцы( в летописи басханыкъ къарачайлар), холамцы.Нокайманы (ногайцы)татары. В Кубанском и Тебердинском ущельях с верховий до нынешней Усть – Джегуты летописцы в 1378 году зафиксировали населённые пенкты: Къартджурт – къала,Курзук – къала,Къыллыйан – къала, Джашырын – къала, Гылач- къала,Къысыкъ – къала,Акъджер – къала,Къаракент – къала,Къуймуш – къала,Марай – тёрюк,Узунтар – къала,Хумара – къала,Тюзер – къала,Акъкъол – къала,Къоллукъор – къала,Къоначкъыр – къала,Элджик – къала (три последних – Тебердинском и Гоначхирском ущельях).

В устье Кубани на землях кипчаков – айдыков летописцы побывали в племени «чик урзюгю мыстыкълар» (мастыки племени чик), нашедших здесь пристанище. На Восточном Кавказе летописцы побывали на землях «озов» (осов,осетин): «оз джерлигинде болдукъ». «Терк сууну тёрт кичик агъымында парсыкъ юрзюгю тюкерлерде, парсыкъ юрзюгю тюегейлерде болдукъ» (Мы побывали у тюкеров (дигоров, дигорцев?)персидского племени, у тюегеев (тегеев) персидского племени, проживавших у четырёх небольших притоков Терека). Восточнее в предгорьях и горных ущельях они побывали в племени «къалгъулар» (ингуши?) и племени «ныкъчуулар» (нохчи,чеченцы?)… Эта этническая картина мало изменилась и после погромов полчищ Темирлана: только поредели населенные пункты и значительно упала численность населения.

Второе. Эти сведения дают не только этническую панораму Северного Кавказа того времени, но и опровергают версию о том, что карачаевцы пришли сюда 600 лет тому назад из Крыма.

Из Крыма на Кавказ в 1408 году Карча и его спутники (200 человек). В 1409 году они прибыли в Архыз и остановились у карачаевцев айрыказов в населенном пункте Таутерк – къала (территория нынешнего поселка Верхний Архыз).

Здесь они прожили три года, и ушли в сторону Баксана. В 1412 году они прибыли в населенный пункт Къармакъ – къала у входа в Баксанское ущелье. Отсюда была мать Карчи Ариуджан и ее род Томаевы,погибшие при нашествии Темерлана. Отдохнув здесь три дня, Карча и его люди поднялись выше по Баксанскому ущелью и, выбрав подходящее место, начали строить населенный пункт, который назвали «Эльджурт – къала. Здесь они прожили до весны 1423 года. После гибели единственного сына Джантуугана в 1423 году и сильного извержения Эльбруса весной 1424 года, Карча и жители селения Эльджурт (240 человек), вняв просьбам посланников Карачая, покинули Баксанское ущелье и прибыли в карачаевские селения Къарт – джурт, Учкулан, Хурзук, Кылыйан. Это и стало поводом для спекуляции нечистоплотных или неосведомленных историков и не историков о том, что карачаевцы не автохтоны (аборигены), а пришлый народ.

Третье. Надо признать, что подобным утверждениям способствовали и собственные предания и версии о происхождении карачаевских родов (тукумов). Вероятно, желая поднять роль и значимость своих фамилии, многие из них объявили своими родоначальниками сподвижников Великого Карчи.

Карча, его сподвижники и остальные жители Эльджурт – калы (всего 240 человек) переселились в Карачай весной 1424 года. В том же году созданную Карчой и его соратниками средневековую республику «Бирсил Къарачай» («Объединенный («Единый») Карачай») вошло 128 населенных пунктов с населением 17000 семей (в среднем 133 семьи в каждом селе).

Четвертое. Летопись свидетельствует о том, что Аланское государство, Алания пала не под ударами полчищ Темерлана В 1378 году летописцы Ботай и Барлыу на огромном пространстве, о котором мы говорили выше, обнаружили лишь 14 аланских и смешанных поселений: 11 из них – на территории нынешней Карачаево – Черкесии, 3 – на Восточном Кавказе (на территории нынешних республик Чечня и Ингушетия). Исторические источники говорят о том, что Алания была разгромлена татаро – монголами в 1238 – 40 годах и перестало существовать как государственное образование. Дальнейшая судьба аланского народа довольно подробно описана историками. Значительная часть аланов, оставшихся на своей исторической родине, перемешались с остальными многочисленными тюркскими племенами и к концу 14 века утратили самоназвание. Тюркоязычность алан в летописи не вызывает сомнении.

Когда в 1395 – 96 годах по предгорьям, горам и равнинам Северного Кавказа огненным смерчем пронеслись полчища Темерлана, пострадали все племена, в том числе, безусловно, и остатки аланских племён…

Летопись вносит также определенную ясность и в проблемы аланского наследия: Выше мы говорили о том, что летописцы в 1379 году побывали на землях «озов» (осов, осетин) и те назвали себя людьми персидского (т. е иранского) племени (так же, как и сегодня называют себя иронами их потомки).

Впрочем, вряд ли это открытие значительная: иранская (а не аланская) составляющая в этногенезе наших братьев – осетин, давно известна настоящим ученым в том числе и осетинским.

Пятое. Выше мы писали об этнической картине, сложившейся на обширной территории Северного Кавказа в средние века. Но вот что читаем мы в книге «История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца 18 – го века»: «Однако, до конца 14 – го века – начало 15 – века численность адыгов, расселившихся на Центральном Кавказе, была относительно невелика». А далее, противореча сказанному, говорится: « В начале 14 – го века кабардинцы уже населяли широкие просторы предгорий центральной части Северного Кавказа». И еще: «Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами. Впервые этот термин (в форме Кертыбея) зафиксировал И.Барбаро: «Если ехать из Таны – писал он,- то через три дня пути вглубь от

Чора

побережья встретится область, называемая Кремук». «Правитель ее носит имя Беберды, что значить «богом данный». Он был сыном Кертебея, что значит «истинный господин». Под его властью много селений, которые по мере надобности могут выставить две тысячи конников».

Исследователи считают, что в этнониме «къэбердэй» частица «берды» взята из тюркских языков и оформлена частицей «Эйч», являющимся показателем принадлежности. «Къэбердэй» - это то, что принадлежит Кабардыю…

Шестое. О топониме «Кабарда» и этнониме «кабардинец». Господа ученые – историки, филологи!

Если бы авиаконструкторы так конструировали самолёты, как, в данном случае, конструируете вы свои словесные конструкции, - ни один самолёт не оторвался бы от земли. Оставьте в покое Иософата Барбаро и правителей области «Кремук» Кертебея,Беберды. Они не имеют никакого отношения ни к слову «Къэбердэй» ни к слову «Кабардый» …

«Кертебей» (на карачаево – балкарском языке – Кертибий) переводится как «истинный князь».

«Беберды» (на карачаево – балкарском языке – Бийбердий, Биберт) переводится как « князем данный» ( в нашем случае, имя, данное отцом сыну)…

Попутно можно сказать: где бы ни находилась область Кремук, её правители тюрки (как и население области). Это еще одно подтверждение широкого распространения в 13 – 16 веках тюркского населения даже на равнинах Придонья…

Напомним, что летописцы Ботай и Барлыу летом 1378 года в устье Кубани встретили мастыков племени «чик» на землях кипчаков айдыков. В 1419 году это племя под водительством человека по имени «Кайтук» оказалось довольно далеко на восток от Кубани на землях карачаевцев – кабаров, истребленных при нашествии Темерлана. Вот что записали хазарские летописцы летом 1379 года: «Къабарты джерлигинде къарачай – къабарлада болдукъ», «Арты Къабарты джерлигинде кипчак юрзюгю илерджиклерде болдукъ» (Мы побывали на землях Кабарты у карачаевцев кабаров», «Мы побывали на землях Дальняя Кабарты в кипчакском племени илнрджиков»). А в 1412 году летописец Барлыу записал: «Темирлик – хан къабарланын тюбсеник къыргъан (Железный хан истребил кабаров под котень»). Кабары жили на равнинной части нынешней КБР и оказались совершенно беззащитны перед этим страшным ураганом.

Итак, тюркские топонимы «Къабарты», «Арты Къабарты» существовали задолго до появления здесь первых адыгов. Они означали территории проживания карачаевцев – кабаров. В летописи есть еще аналогичные примеры: «Къабар-ты» - территория кабаров, «Сабар-ты» - территория сабаров, «Сибил- ти»- территория сибилов(предков хазар), «Тебер - ти» территория карачаевцев теберов. (нынешние карачаевцы говорят «Теберди», а жителей называют «тебердичиле»-(тебердинцы).

Ясно, что в хазарском языке частицы «ты», «ти» означают принадлежность территории конкретному племени, народу. Сказанному можно добавить, что в данном случае, этноним - первичен, топоним – вторичен, т.е. топоним является производным от этнонима.

Очевидно, что наше «открытие» давно не секрет для региональных ученых – сотрудников республиканских ИГИ. Но что мешает признать очевидное? Вместо этого они пускаются «во все тяжкие»: придумывают князя по имени Кабард, создают фантастические словесные конструкции, которые рассыпаются даже при слабом дуновении ветерка элементарных знании и здравого смысла.

Удивительно, что подобные «изыски» напечатаны в академическом издании (ответственный редактор академик Б.Б.Пиотровский)…

Седьмое. Первая глава летописи начинается с информации летописца Барлыу о своём отце, своём происхождении.

«Мени атам Къазакгы уллу Ботай хазарчелик, румчелик, арабчелик билимин билген. Атам менге хазарчелик, румчелик билимин юйретеген. Биз Кыйрым джеринде Кичер хазар джерлигинде Къарасуу къалада джашасагъанбыз, хазарлар юрзюгюнюн къыйрымман къауумуннан турабыз» («Мой отец Ботай, сын Казакгы, знал хазарскую, греческую, арабскую грамоту. Отец обучил меня хазарской и греческой грамоте. Мы жили в Крыму в малой Хазарии в городе Карасуу. Происходим от крымской ветви хазарского рода»). Из дальнейших сообщений летописца о хазарах большой интерес вызывает перечень хазарских каганов Итильского периода, т. е. периода, когда столицей Хазарии был, город Итиль в дельте Волги и государство достигло, своего наивысшего могущества. По российской историографии Хазарский каганат перестал существовать как централизованное государство в 965 году при последнем Итильском кагане Иосифе в результате разгрома, учиненного Киевским князем Святославом.

Но, согласно летописи после Иосифа правили ещё четыре Итильских кагана с «чисто» хазарскими именами Алпозсун, Алпбуйюк, Элтуугъан, Элбюуюк.

В приложенном списке хазарских каганов Итильского периода, составленном по письму хазарского кагана Иосифа сановнику Кордовского халифа иудею Хасдаю Ибн – Шафруту и летописи хазарских летописцев видно, что:

  • после кагана Иосифа правили ещё четыре Итильских кагана;

ИТИЛЬСКИЕ КАГАНЫ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

  • имена каганов, последовательность их правления полностью совпадают.

Различие в их именах связано с тем, что каган Иосиф приводит подлинно иудейские имена, а хазарский летописец даёт их в хазарской интерпретации;

  • каган Иосиф перечисляет Итильских каганов, не величая их. Хазарский летописец величает их так, как они, величались в Хазарском каганате – «Джюзелик сыйарун Итиль каган».

Прдпологаем, что это означает «Итильский каган, благословленный высшим божеством «Джюзелик Тейризим» из пантеона богов «Тейри». В таблице на русском языке мы титулуем их словом «Великий». Звучит хазарское величание Итильских каганов, на первый взгляд, не очень убедительно, т. к. все Итильские каганы (кроме четырех последних) исповедовали иудейскую веру и носили иудейские имена. Но, похоже, что хазарский народ, отвергший иудаизм, не отверг своих каганов…

Согласно письму кагана Иосифа. Согласно летописи испанскому сановнику Хасдаю Ибн - Шафриту

Согласно летописи Ботая и Барлыу

Каган Булан

Великий каган Алпбулан

Каган Обадия

Великий каган Обадий

Каган Узекия

Великий каган Ёзекиль

Каган Манассия

Великий каган Манас

Каган Ханукка

Великий каган Ханукка

Каган Исаак

Великий каган Исхакъ

Каган Завулон

Великий каган Саубулан

Каган Манассия

Великий каган Манас

Каган Нисси

Великий каган Нессин

Каган Манахем

Великий каган Манухгем

Каган Вениамин

Великий каган Унамин

Каган Аарон

Великий каган Арун

Каган Иосиф

Великий каган Осуф

Великий каган Алпозсун

Великий каган Алпбюй.к

Великий каган Эльтуугъан

Великий каган Эльбюйюк

Но почему всё- таки, хазарский каганат перестал существовать как централизованное государство (судя по всему не в 965 году, а спустя приблизительно 100 лет)? В причинах падения каганата мнения российской историографии и хазарских летописцев во многом сходятся.

Главная причина – это принятие правящей элитой иудейской веры. Иудейское засилье «в верхах» и транзитной торговле, попытки верхов силой навязать иудаизм всем народам и племенам каганата.

Всё это привело к внутренней, гражданской войне, исходу части населения за пределы каганата и как результат – резкому политическому, экономическому и военному ослаблению государства…

Не будем дальше углубляться в историю каганата. Скажем только, что объективной и полной истории Хазарии всё ещё нет.

В связи с этим хочется привести выдержки из трудов виднейших российских ученых – хазароведов советского времени.

«Как было русскому шовинизму примириться с политическим и культурным преобладанием Хазарии, выступающей в качестве государства, почти равного по силе и политическому значению Византии и Арабскому Халифату, в то время как Русь ещё только выходила на историческую арену и то в роли вассала Византийской Империи». (М.И.Артамонов «Очерки древнейшей истории хазар»).

«Вероятно, к середине восьмого века распространился по всей территории каганата и общий язык… На всем протяжении страны, от

Чора

лесостепи до Нижнего Дона, широко использовалось единая письменность руническая, принятая у тюркоязычных народов… Предметы, на которых сделаны надписи и само их содержание свидетельствует о широко распространенной среди жителей Хазарии грамотности – грамотой владели простые строители крепости и степные кочевники среднего достатка.

Общие язык и письменность были ещё двумя факторами, которые объединяли обитавших на огромной территории жителей каганата в единое целое, воспринимаемое так и их соседями и ими самими и всеми странами и государствами с которыми, они сталкивались в походах, на торговых путях в дипломатических поездках. Этим единым целым было Хазарское государство, население которого, несмотря на разноэтничность, называлось хазарами (С.А. Плетнёва «Хазары»).

«Хазария сыграло большую роль в истории восточноевпропейских стран – она явилось щитом, заслонившим их от арабов, щитом, выдержавшим атаки непобедимых арабских армий, возглавляемых полководцами, перед именами которых, трепетали другие народы. Значительна роль каганата и для Византии.

Войны с хазарами постоянно оттягивали большие силы арабов от границ империи. Все годы, пока шла война Хазарии и Халифата, Византия имела некоторый военный перевес над арабами». С.А. Плетнева «Хазары»

« За 250 лет самостоятельного существования Хазария выросла, настолько, что из крошечного удела западнотюркских царевичей превратилась в сильную державу, выигравшую войну у Арабского Халифата».

Л.Н. Гумелёв «Открытие Хазарии». «… В эту эпоху роль хазар в истории была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, открыли двери византийской культуре, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития хозяйства этих стран и обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы». М.И.Артамонов «История хазар».

Восьмое. Об этнической пестроте средневекового Северного Кавказа выше уже говорилось. Остановимся на этом более подробно. Большинство племён и народов, населявших в то время эту территорию, в летописи в каждом населенном пункте имеют ещё и «персональные» названия.

Приведём «полные» названия всех упомянутых летописцами аланских племён:

«алан урзюгю къыйрыч къарачайлар», «алан урзюгю алсунар къарачайлар», «алан урзюгю къобуш къарачайлар», «алан урзюгю тебер къарачайлар», «алан урзюгю тармакъ къарачайлар», «алан урзюгю эрттек къарачайлар», «алан урзюгю элджик къарачайлар», «алан урзюгю томшар къарачайлар», «алан урзюгю дебир къарачайлыр», «алан урзюгю тункач къарачайлар», «алан урзюгю къарачайлар», «алан урзюгю басур къарачайлар», «алан урзюгю азсакъ къарачайлар», «алан урзюгю аргъын (аргун) къарачайлар».

Безусловно, что хазарские летописцы «четырёхзначных» названиях описывают тюркоязычные племена, входившие в состав Хазарского Каганана.

В этих «четырёхзначных» названиях первые два («алан урзюгю») во всех строках одинаковы и понятны. Они означают «аланского племени». Третьи слова («къыйрач», «алсунар», «къобуш» и т. д.) и являются персанальными именами каждого аланского племени, но что они означают, как переводятся, - это вопрос. Два из них «тебер» и «аргъын» связаны с местонахождением племён: одно – на земле «теберов» (тебердинцев), другое на берегу реки Аргун («аргъын къарачайлар» - аргунские къарачаевцы). Если перевести на русский язык эти «четырёхзначные» названия, получается: карачаевцы кыйрачи аланского племени», т. е. слово «карачаевцы», вроде этноним. Но слово «алан» тоже этноним…

Интересно что, точно такое же «четырёхзначное звучание» имеют почти все хазарские и куманские племена и так же оканчиваются словом «къарачайлар» (карачаевцы): «хазар урзюгю шибил къарачайлар», «хазар урзюгю бозал къарачайлар», «къайман урзюгю созукъ къарачайлар», «къоман урзюгю къозай къарачайлар».

Безусловно, эти «третьи» слова имеют и смысл, и переводятся. Некоторые из них характеризуют племя, некоторые – их территориальное расположение (два примера мы привели выше).

Вот ещё: «къойман урзюгю теркбут къарачайлар» - («теркбут» - «быстроногий»); «Хазар урзюгю къоба къарачайлар» («къоба» - низина, лощина). Речь идет о местности, где ныне расположено карачаевское селение «Къобу – Башы» в Урупском районе. Но самое интригующее: почему у самых многочисленных племен (аланов, хазаров, куманов) на огромной территории, «общее имя» (общий этноним) – карачаевцы? Что означает в данном случае и вообще слово «къарачайлар» (карачаевцы). В поисках ответа на эти вопросы, мы обратили внимание на то, что хазарские летописцы часть описываемой территории называют «Къараджурт», а часть – «Акъаджурт». «Къараджурт» на современном карачаево - балкарском языке означает «тёмная стана». Мы полагаем, что так называлось территория гор и предгорий Северного Кавказа, где, в отличии от равнинной части, больше тени, меньше света (световой день короче), а в горных ущельях световой день совсем короткий.

«Акъаджурт», на наш взгляд должно означать противоположное тёмному, то есть «светлая страна». Но что значит «Акъа» в переводе с хазарского?

«Акъджурт» - на современном карачаево - балкарском языке означает «белая страна». Сегодня вместо слова «Къараджурт» мы написали бы «Къарангы джурт» - («тёмная страна»), а вместо «Акъджурт» - «Джарыкъ джурт» («светлая стана»). Вместе с тем, к примеру, выражение «начало светать» выразили бы словами «танг агъара башлады», дословный перевод – «утро начало белеть». Если предположить, что в хазарском языке слово «къара» означало и «чёрное» и «тёмное», а слово «акъа» (или «акъ»)- не только белое, но и «светлое,тогда можно поставить точку. Впрочем, никакого иного объяснения мы всё равно не находим.

Возникает и другой вопрос: где граница между территориями «Къараджурт» и «Акъаджурт» («Акъджурт»)? В летописи ответа на такой вопрос нет. Но при внимательном ознакомлении с текстом летописи обращаешь внимание на то, что в степных районах Ставрополья и далее на восток хазарские, куманские и другие племена не имеют «четырехзначных» или «трёхзначных» названий, заканчивающихся словом «къарачайлар» (карачаевцы), а называют просто «хазарлар» (хазары), «къойманлар» (куманы)…

Выходит, что словом «карачаевцы» объединены тюркоязычные племена и народы, живущие в направлении на юг от линии раздела «джуртов», а сама линия (насколько нам удалось разобраться) проходит по черте с запада на восток: от нынешнего Эркин – Шахара до Минвод и далее до Дагестана, а на запад – по левобережью Кубани до впадения в неё Большой Лабы.

Среди хазарских племён с «четырёхзначными» названиями есть племена

«персональными» именами: «айрыкъаз», « алкъаз», «къапыкъаз», «малкъаз», «таукъаз»; «хазар урзюгю айрыкъаз къарачайлар», «хазар урзюгю къапыкъаз къарачайрар» и т. д.

Что они означают, как переводятся?

Во-первых, это сложные слова, состоящие из двух слов. Во – вторых, второе слово («къаз») – общее, объединяющее эти слова. Слово «къаз» в современном карачаево – балкарском языке означает «гусь»; «айры» - раздвоенный; отдельный, раздельный; седловина, перевал; «ал» - передний; начальный, первичный; «къыпы» - во многих тюркских языках – двери, ворота; «мал» - домашнее животное, скот, скотина; «тау» - гора, горный.

Сразу откажемся от слова «гусь». Нам кажется, что слово «къаз», в этом контексте, связано со словом «хазар»

«Хас – эр». «Эр в тюркских языках – «человек», «мужчина», корень слова «мужество». За этимологию слова «хас» мы не беремся, но предлагаем цепочку: «хасэр» - «хазэр» - «хазар».

В словах «айрыкъаз», «къапыкъаз», и т.д., слово «къаз» - это синоним «хас, хаз». Возникает вопрос: если переход «хасэр – хазэр – хазар» можно принять (он как бы неизбежен, закономерен), то закономерен переход «хас – хаз - къаз».

Приведем все три варианта звучания пяти названий хазарских племен:

айрыкъаз – айрыхас – айрыхаз;

алкъаз – алхас – алхаз;

къапыкъаз – къапыхас – къапыхаз;

малкъаз – малхас – малхаз;

таукъаз – таухас – таухаз.

Получается: «айрыкъаз – айрыхас» - племя, живущее отдельно. В самом деле, племя «айрыкъазов» было единственным с таким названием и проживало оно отдельно на юго - западной окраине Алании, входившей в состав Хазарского Каганата в период его расцвета. Айрыкъазы жили в населенном пункте «Таутерк – къала», где ныне селение Верхний Архыз.

«Алкъазы – алхасы» - переднее (ближайшее?) племя. Это племя тоже единственное с таким названием, «малкъазы – малхасы» - племя скотоводов ( два племени); «къапыкъазы – къапыхазы» племя, живущее на территории «Бештауские ворота» ( по – хазарский «Бештау къапы джерлиги»). Действительно, если двигаясь с севера на юг, подойти к Пятигорья, открывается вид на Кавказские горы с величественным Эльбрусом в центре. Но хазарских племён «къапыкъаз» оказалось восемь и они разбросаны на юго – западе и юго – востоке от Пятигорья. Только одно племя рядом, в населенном пункте «Темиркан кала», - родине Карчи.

« Таукъазы – таухасы» - горское племя. Вопреки названию, оно оказалось единственным, к тому же на берегу реки Зеленчук (в летописи « Дженлик кам боюнда»). В итоге, оставляем вопрос открытым и возвращаемся к слову «къарачайлар» - карачаевцы. Как его перевести на русский язык, не искажая его истинного смысла, то – есть смысла, который придавали ему хазарские летописцы?

Нам кажется, нужны более глубокие исследования ученых – тюркологов, чтобы объяснить истинный смысл и значение этого слова вообще приведенных в летописи сложных названиях тюркских народов и племён Северного Кавказа.

А вот как слово «карачаевец, карачаевцы» стал этнонимом объяснить, на наш взгляд, нетрудно:

Летом 1424 года, когда Карча, его сподвижники и представители аланских, хазарских, куманских и других племён, приняли решение о создании единого государственного образования – они назвали его «Бирсил Къарачай» - «Объединённый (Единный) Карачай», а один из черырёх чанкаров (округов)- «Уллуз Къарачай» - «Большой Карачай» (с центром в селении Картджурт).

Со временем средневековая республика «Бирсил Къарачай» распалась. Когда это произошло, мы не знаем, но уже в 1463 году (через пять лет после кончины Карчи) летописец Бантау Толгун (Барлыу скончался в Картджурте

Чора

1441 году) в последней, десятой главе летописи с горечью и тревогой записывает:

«Бирсил Къарачай» эллигиннен Къарча кетти… - «Мужество Карчи покинуло «Бирсил Карачай» и далее сообщает о первом (после 1424 года) большом нападении извне на чанкар (округ) «Къобакъаз»… После распада республики, чанкар (округ) «Уллуз Къарачай» сократился до нескольких верхнекубанских сёл (Карт – Джурт, Учкулан, Къалыйан, Хурзук), сохранилось название чанкара с выпавшим «з» в слове «Уллуз», - (стало Уллу Къарачай), а слово «къарачайлар» (карачаевцы) стало этнонимом представителей живших в этих сёлах, хотя они называют себя аланами (аланла).

Чора, ты где это скопиравал блатной романтик что ли да, если как многие пишут тут Осетины были повержены, как они сохранили свою культуру традиции и обычаи по всему Земному Шару? раньше были войны, и целые государство забирали когда выигрывать битву , а так же победители заставляли проигравших принимать веру победителей, так как получилось что Осетини сохранили свою культуру и обычаи предков? подумайте сами .Кто даст проигравшим диктовать свои правила , никто и никогда.Так что я думаю Осетины оставили свой след на земле на Века Вечные,и не подумайте Народ что я преувеличиваю , просто капните глубже в истории прошлого и сами ВСЁ поймете.

Рядом с Медовыми водопадами, недалеко от Учекента хорошее конное хозяйство. Мы туда ездим для конных прогулок.

К сожалению спешу вас огорчить, но кабардинская лошадь или Аргама́к была описана ещё в 15 веке известным венецианским дипломатом Иосафатом Барбаро - а так называемая «карачаевская лошадь» была выдвинута миру только XVIII столетию - удивительно - 3 столетия разницы! Удивителен ещё и тот факт, что а соих та карачаевцах стало известно только в 1639! В то время  как понятие Кабарда в русских летописях уже известна XIII в - какой парадокс! Поэтому даже смешно слушать бредни! А самое главное НИЧЕГО не подкреплённые бредни 😂

Первый
Программист, уделяю время изучению истории Северо-Кавказского региона.  · 24 янв 2022
Единственный народ в мире сохранивший к сему дню обращение к соплеменнику алан и аланское-культурно историческое наследие, карачаево-балкарцы, что является широко известным фактом. Осетины называли и сегодня называют асами-аланами балкарцев, сами себя осетины называют ирон, дыгурон. - убедиться в этом можно здесь: http://slovar.iriston.com/index.php?q=%D0%B1%D0%B0%D0%BB%... Читать далее
Вообще-то Аланы являются индо-европейцами, а официально индо-европейцами являются только Осетины..
Первый
На Северном Кавказе проживает много разных малочисленных народов, претендующих  на право считаться наследниками аланов. На мой взгляд, большее право на это имеет тот народ, чьи традиционные этническая культура и язык наиболее созвучны аланской культурной традиции. Ибо носители культурных традиций и языка алан и являются сегодняшними носителями и выразителями аланского духа. 
На счет государства Алании. С 4 века это уже было многоэтническим государством. В его составе было около 40 городищ, на территории от Западного Кавказа, до Дагестана. Так, что остатки культуры и строений будут в каждой современной республике Северного Кавказа. Так же как по всюду  на 1/6 части света  можно найти памятники Ленину и хрущевские пятиэтажки. А на счет того... Читать далее

Магас или же Маас, Макас не находится на территории Карачаево-Черкессии. Точное местонахождение столицы Алании не установлено, но большинство учёных предполагают, что он был расположен в области Эльхотовских ворот

надоело  · 16 февр 2017

Не вдаваясь в детали, рискну предположить что территории обитания, территории контроля могли и измениться. Войны, миграция, политика меняют границы.