Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Уличное искусство — это культурное явление или вандализм?

Искусство и культураСовременное искусство+4
Мята на Ленина
  · 31,3 K
Историк, религиовед, экскурсовод, педагог, поэт.  · 4 дек 2020

Это как посмотреть. Стрит-арт, который в российских городах представлен пока в основном в виде граффити (спрей-арт), трафаретов и мурала (масштабные настенные полотна), и гораздо реже в виде некоммерческих постеров, скульптурных инсталляций и уличных перформансов (которые, как ни крутите, всегда напоминают несанкционированный митинг), в принципе, иногда являет образцы высокой современной культуры. А в Санкт-Петербурге с 2012 года даже имеется музей стрит-арта, что недвусмысленно указывает на то, что явление это всё-таки культурное.

Как ни странно, но практически все жанры стрит-арта были изобретены задолго до появления стрит-арта - в античном мире и в средние века. И даже Древняя Русь была местом, где граффити (текстовые) обрели большую популярность (надписи на стенах соборных церквей). И уже этим самым художественные принципы стрит-арта уже более тысячелетия назад проникли в живую ткань человеческой культуры.

Для того, чтобы не перейти в разряд вандализма, думается, надо соблюсти несколько условий. Во-первых, произведения стрит-арта не должны "присваивать" территорию, подавлять уже имеющийся природный, архитектурный и общекультурный ландшафт, то есть должны вписываться в прежде существующее как часть некоего эстетического ансамбля. Во-вторых, произведения стрит-арта должны демонстрировать именно эстетические ценности, быть высокохудожественными по исполнению и замыслу, в противном случае именно с них в данной локации начнётся воплощение в жизнь знаменитой "теории разбитого окна". В-третьих, они должны быть уместны в плане сосуществования с уже имеющимися культурными ценностями. Скажем, расписать стену хрущёвки или заводской/строительный забор сценами средневековой битвы можно и нужно, это улучшит психологический климат места, но вот на стенах Московского Кремля, например, хотя он средневековый и есть, этого нельзя допускать. В особенности это касается тех случаев, когда создание произведения может нанести какой-либо физический вред другому культурному памятнику. При соблюдении этих простых условий, уличное искусство - не вандализм.

1 эксперт согласен
Вроде бы много слов, но как-то слишком пафосно и настолько поверхностно, что захотелось что-то ответить. Во-первых... Читать дальше
Первый
Люблю игры и технологии  · 8 дек 2020
Зависит от вида изображения, если где-то на стенке изображены гениталии или матерные слова, то сложно это назвать искусством, это однозначно вандализм, ни несущий в себе никакой смысловой нагрузки. Однако иногда рисуют изображения, качеству которых могут позавидовать даже некоторые художники и в таком случае, это уже можно рассматривать как искусство. Часто такие... Читать далее
Главный редактор проекта Concepture  · 4 дек 2020  ·
shmandercheizer
Если вы что-то называете "искусством", то оно уже явление культуры, а не вандализм. Вандализм направлен сугубо на разрушение культурной ценности, если же вмешательство уличного художника предполагает творческий акт и высказывание, то здесь даже чисто юридически возникают авторские права и значит, произведение искусства. Проблема в том, что само слово "искусство" конвенци... Читать далее

Не совсем согласны с 1 абзацем, но замечательный 2 абзац. Спасибо за Ваш ответ.