Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём заключается монтажный подход к кинематографу?

КиноКинематограф
Анонимный вопрос
  · 3,2 K
Просто без описания   · 3 сент 2019

Зависит от того, что вкладывается в само понятие «монтажный подход».

Термин «монтаж», в кинематографе, происходит от французского слова, которое обозначает сборку и соединение. То есть это механическое действие.

Кроме склеивания кадров между собой существует понятие внутрикадрового монтажа. В данном случае действие происходит в пределах одного «кадра», но «монтируется» не механическим действием, а изменением фокусировки или движением камеры, панаромированием, «наездом», «отъездом» и т.п.

У классического монтажа есть основные базовые приемы. Например, режиссер Эдвард Дмитрык выделял 7 постулатов:

- любая склейка должна быть оправдана;

- если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;

- заканчивай кадр, по возможности, во время движения;

- лучше оригинально, чем банально;

- каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия;

- содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;

- вначале — содержание, потом — форма.

Классика классик монтажного подхода – это «эффект Кулешова» и «монтаж аттракционов» Эйзенштейна.

Эффект Кулешова

Кулешов снял крупным планом актёра Ивана Мозжухина, который стоял и задумчиво смотрел; тарелку горячего супа; ребенка в гробу; девушку на диване. Затем режиссер к кадру с Мозжухиным добавлял один из трех имеющихся кадров-объектов. Зрители каждого фрагмента приходили к выводу, что в одном случае герой хочет поесть, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. Вывод - содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего.

Монтаж аттракционов

Эйзенштейн считал, что в основе любой структуры лежит монтаж. Образ творится соединением кадров в единую структуру, в которой конфликт существует между его элементами. Согласно его теории:

  • метрический монтаж, основанный на временной длине отрезков,
  • ритмический монтаж, основанный на ритме движения или внутрикадровой наполненности,
  • тональный монтаж — доминирующий эмоциональный тон становится основанием для редактирования фильма,
  • обертональный монтаж синтез — синтез метрического, ритмического и тонального монтажа; этот монтаж скорее происходит до монтажа, чем в его процессе,
  • интеллектуальный монтаж; это разновидность обертонального монтажа, при котором на первое место выступают не физиологические обертоны, а обертоны интеллектуального порядка, но интеллектуальный монтаж выражает абстрактные идеи, создавая концептуальные отношения между монтируемыми отрезками, противопоставленные визуальному содержанию.

У теории Эйзенштейна были как последователи, так и критики (например, Тарковский). Но именно эти базисы чаще всего берут за основу основ.

Человек науки, полиглот, энтузиаст. Химия, компьютерные технологии, нейропсихология и все...  · 23 дек 2018
Монтажный подход чаще всего характеризуется тем, что смысл изображаемых событий заключен не в самом кадре, а возникает в сознании зрителя в результате специфического чередования кадров, т.е. монтажа. Например в "Октябре" Эйзенштейна (как известно Эйзенштейн был самым ярым деятелем монтажного кино, в монтаже полностью проявляется его характерных киноязык) киноизображение... Читать далее