Зависит от того, что вкладывается в само понятие «монтажный подход».
Термин «монтаж», в кинематографе, происходит от французского слова, которое обозначает сборку и соединение. То есть это механическое действие.
Кроме склеивания кадров между собой существует понятие внутрикадрового монтажа. В данном случае действие происходит в пределах одного «кадра», но «монтируется» не механическим действием, а изменением фокусировки или движением камеры, панаромированием, «наездом», «отъездом» и т.п.
У классического монтажа есть основные базовые приемы. Например, режиссер Эдвард Дмитрык выделял 7 постулатов:
- любая склейка должна быть оправдана;
- если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;
- заканчивай кадр, по возможности, во время движения;
- лучше оригинально, чем банально;
- каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия;
- содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;
- вначале — содержание, потом — форма.
Классика классик монтажного подхода – это «эффект Кулешова» и «монтаж аттракционов» Эйзенштейна.
Эффект Кулешова
Кулешов снял крупным планом актёра Ивана Мозжухина, который стоял и задумчиво смотрел; тарелку горячего супа; ребенка в гробу; девушку на диване. Затем режиссер к кадру с Мозжухиным добавлял один из трех имеющихся кадров-объектов. Зрители каждого фрагмента приходили к выводу, что в одном случае герой хочет поесть, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. Вывод - содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего.
Монтаж аттракционов
Эйзенштейн считал, что в основе любой структуры лежит монтаж. Образ творится соединением кадров в единую структуру, в которой конфликт существует между его элементами. Согласно его теории:
У теории Эйзенштейна были как последователи, так и критики (например, Тарковский). Но именно эти базисы чаще всего берут за основу основ.