Маркиз де Сад меня потряс в свое время, когда, преодолев брезгливость, я поняла, о чем он собственно пишет. Какое содержание облекает в столь провокационную форму. Не следует забывать, что творил сей "дорогой покойник" французской культуры в эпоху просвещения, с ее культом разума и рациональности и творил он, мягко сказать, вне этой эпохи. предвосхищая открытия Фрейда, он впервые весьма громко заявил о сексуальный перверсиях, сексуальном бунте как способе преодоления дихотомии добра-зла и довольно складно описал формирование извращенных наклонностей у человека; задолго до сюрреалистов ему удалось шокировать общество настолько, что его имя стало нарицательным еще при Наполеоне, сами же сюрреалисты воспели его как одного из "самых свободных из когда-либо существовавших умов; за честность и жутковатый реализм задолго до возникновения реализма его высоко ценили Флобер и Мопассан. Однако я хотела бы выделить основные, на мой взгляд, идеи Маркиза:
Он подвел жирную черту подо всей философией "либертинажа" в духе милых шалостей в будуаре, утрировав разврат и доведя его до логического завершения - кровавых жертвоприношений. развратник у него не вызывает симпатии и абсолютно лишен романтического донжуанского ореола. когда в поисках все новых наслаждений либертины уже не могут распалить свою чувственность, они начинают истреблять друг друга. Выживает подлейший.
отвергая традиционную причинно-следственную схему схему "добро всегда вознаграждается", "добродетель торжествует над пороком" , “обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой” и т.д. он намеренно оставляет преступления безнаказанными. Хаос его произведений страшен, ему не противостоит порядок, человек сам определяет глубину той бездны, в которою может пасть.
"добродетель" под лупой де Сада является скорее глупостью, беспредельной наивностью, слабостью. Такое человек не может противостоять насилию и становиться жертвой.
насмотревшись на игры с религией во времена Великой Революции, он доказывает, что разврат вовсе не отрицает христианскую мораль, поскольку именно "нарушая запреты", развратник и чувствует особое удовольствие. нет запретов - нет удовольствия.
сексуальное насилие - лишь грубая и наглядная иллюстрация любого вида унижения, угнетения одного существа другим, будь то деспотичный правитель или общество, равнодушное к страданиям отдельного человека и откровенно глумящегося над ними.