Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем реклама отличается от пиара и маркетинга?

МаркетингРекламаПиар
Андрей
  · 49,2 K
эксперт в области PR и маркетинга, бизнес-тренер, спикер, автор книг  · 14 февр 2021  ·
aslanovPR

В последнее время наблюдается активный тренд на слияние всех этих направлений и размытие границ между ними.

Реклама – это часть маркетинга. А вот чем отличаются пиар и маркетинг?

Целевая аудитория.

Маркетинг нацелен на две ключевые группы: действующие клиенты и потенциальные клиенты. Ну еще бывшие клиенты, хотя их можно отнести в какую-то из первых групп в зависимости от состояния их «бывшести».

PR смотрит на аудиторию более широким взглядом. Задача пиара – поддерживать позитивные взаимоотношения и коммуникацию со всеми, кто как-то пересекается с нашей организацией или брендом. Сюда относятся и клиенты, но кроме них также сотрудники (действующие, бывшие и будущие), средства массовой информации, общественные организации, поставщики компании, регуляторы, органы власти и так далее. В каждом уважающем себя PR-подразделении есть список стейкхолдеров – людей, чье мнение важно компании для ее успешного функционирования и развития. И он практически никогда не ограничивается только клиентами.

Тактика работы.

Маркетинг работает преимущественно на прямые продажи, тогда как PR скорее ориентирован на управление репутацией, создание позитивного имиджа и выстраивание взаимоотношений со стейкхолдерами.

У пиара нет задачи чтобы прямо завтра в офисе компании выстроилась очередь клиентов с пачками денег, которые они хотели бы компании поскорее отдать. То есть подспудно такая цель тоже присутствует в списке целей. Но это будет скорее результат общих многолетних усилий по построению имиджа и репутации, нежели следствие разового действия, как у маркетолога.

Деньги.

Маркетинг активно тратит деньги. Большинство инструментов маркетинга высокозатратны. Даже так называемые партизанские методы все равно в большинстве своем не бесплатны. Каждое действие, каждый привлеченный клиент это расходы.

Пиар очень многое умеет делать без вливаний. Если не считать фонд оплаты труда, порой бюджет пиар-отдела в некоторых компаниях может быть и вовсе нулевым, и при этом результаты PR-деятельности бывают очень внушительными.

Это не значит, разумеется, что у пиарщиков совсем не должно быть бюджета. Если вы не платите за статью ни изданию, ни журналисту, это не значит, что не надо журналиста сводить иногда в ресторан, привезти блогеров из разных городов на ваше производство, подарить партнерам необычную и крутую сувенирку и так далее. Есть на что потратить деньги и пиар с бюджетом всегда эффективнее. Просто диапазон бесплатных инструментов достаточно широк.

Доверие аудитории.

Когда маркетолог общается с потребителем, потребитель в большинстве случаев четко понимает, что с ним контактирует бренд, и этот бренд хочет ему что-то продать. Как правило, бренд еще делает это весьма агрессивно, вторгаясь в личное пространство потребителя, прерывая фильм или видео на ютьюбе, всплывая баннером в окне браузера или залезая непрошенным гостем в почтовый ящик. И даже если хитрый маркетолог использует нативную рекламу, маскируясь под окружающую действительность как хамелеон, современный потребитель в большинстве случаев чувствует подвох.

Поэтому доверие к рекламным сообщениям низкое. Низкое доверие маркетологи компенсируют частотой контактов. И отсюда и доверие низкое и раздражение от них высокое.

Пиарщик же стелет мягко. Полезные статьи, экспертное мнение, интервью у уважаемого журналиста, вовлечение в интересные события. Потребитель читает интересные вещи. Потребитель получает пользу. Потребитель понимает, что ему ничего конкретно не продают. Никто не покушается на его деньги прямо сейчас. И доверяет. И верит. И впускает в свое сознание и подсознание.

Общение.

Маркетинг это улица с односторонним движением. Реклама транслирует потребителю определенные месседжи, но не вступает как правило с ним в диалог. Ты можешь увидеть рекламу подгузника во время просмотра фильма, но не можешь обсудить с производителем этого подгузника тут же вопросы его качества и уместности такой рекламы в вечернем детективе.

PR настроен на двустороннюю коммуникацию. PR активно работает с обратной связью. Вступает в контакт. Отвечает. Дискутирует. Убеждает. Извиняется, если то необходимо. Благодарит. И так далее.

Оценка эффективности.

А вот тут маркетинг на коне. В маркетинге всё можно померить. Особенно в интернет-маркетинге. Сколько человек отреагировало на то или иное действие. Сколько из них зашли на сайт, что посмотрели, сколько времени на нем были, откуда ушли. Заказали или нет. Что заказали. И так далее. Можно сделать сплит тестирование и понять какие действия увеличивают эффективность той или иной акции.

В пиаре же в этом смысле все проблематичней. Есть вещи, которые померить можно, но в основном эффективность оценивается либо по количеству пролитого пота, либо по денежному эквиваленту размещенных пиарщиком бесплатных материалов. Но померить изменение репутации компании крайне сложно. И порой измерение может оказаться существенно дороже самой PR-кампании.

А вообще, как писал классик, «мамы разные нужны, мамы разные важны». Бизнесу важны и пиар, и реклама, и маркетинг. И, безусловно, представителю каждого лагеря очень полезно осваивать инструменты «смежников». Потому что время сейчас непростое, и граница между пиаром и маркетингом и в самом деле не на замке.

И если ваш босс завтра начнет «резать косты» и примет решение оставить только кого-то одного – выживет тот, кто более универсален.

Подпишитесь на мой телеграм-канал о PR и маркетингеПерейти на t.me/aslanovPR
1 эксперт согласен
Агентство Blackline PR&Digital – команда специалистов в сферах PR и SMM, event и design.   · 18 янв 2022  · blackline-pr.ru
Отвечает
Maria Gusakova
Реклама, PR и маркетинг абсолютно три разных направления. Маркетинг-это управление процессами сбыта продукта на основе анализов и исследований. Реклама-это часть маркетинга, где главной целью будет распространение информации. PR-это технология в маркетинге, благодаря которой происходит формирование мнения у целевой аудитории. Реклама и PR очень близкие понятия, но у... Читать далее
Blackline PR&Digital – команда специалистов в сферах PR и SMM, event и design. Перейти на blackline-pr.ru
1 эксперт согласен
30 лет уже: маркетинг, реклама, продажи, PR. О маркетинге на сайте   · 6 нояб 2020  · marketch.ru
Отличается? Скажите, а чем отличается человек от своей левой ноги? А от правого глаза человек чем отличается? В вашем вопросе - незнание фундаментальных основ маркетинга. Нестрашно, поправимо! Маркетинг - комплексная деятельность, представляет собой «маркетинг микс» (4Р): 1. Промоушен (!!!!); 2. Прайс; 3. Плейс; 4. Продакт. Первый пункт - это «промоушн микс» или... Читать далее
Больше о маркетинге на «Записки маркетолога»Перейти на marketch.ru
Мы — коммуникационное агентство. Уже 14 лет круто делаем PR, SMM, Event и не только...  · 29 янв 2021  · prpartner.ru
Глобально, маркетинг — реклама, пиар, прямые продажи и стимулирование сбыта вместе. Поэтому искать отличия между рекламой и маркетингом некорректно. Пиар — это бесплатное продвижение через СМИ. Журналисты запрашивают фактуру у компаний, компании делятся историями, фактами и цифрами. Если журналисту кажется интересным мнение эксперта, то текст публикуется бесплатно. Если... Читать далее
Уже 14 лет круто делаем PR, SMM, Event и не толькоПерейти на prpartner.ru
Нужен сильный маркетинг? #слонвмаркетинге тут https://slonon.ru/   · 28 сент 2020  · slonon.ru
Самое широкое понятие из этих трех (реклама, пиар, маркетинг) - это Маркетинг. Он включает не только рекламу (донесение до целевой аудитории информации о компании, товаре/услуге), PR (процесс построения коммуникаций между брендом и целевой аудиторией, а также создание репутации и лояльности), но и намного шире - исследования рынка, создание нового или улучшенного... Читать далее
эксперт по маркетингу Светлана ЕрофееваПерейти на slonon.ru
Маркетолог, копирайтер, блогер. Занимаюсь продвижением бизнеса и личного бренда в сети.   · 6 сент 2021
Маркетинг - это общее понятие, куда включается реклама и пиар. Реклама - преследует экономические цели (чтобы купили, получить деньги), пиар - это социальное понятие. Продвижение личности.
Первый
Более 17 лет в маркетинге и PR. Поставила мировой рекорд. Помогаю брендам, персонам стать...  · 23 апр 2021
Искать отличия рекламы от маркетинга - не корректно, тк Реклама и PR - составные части маркетинга. Если коротко, то маркетинг занимается изучением рынка, потребителя, продвижением продукта/услуги на рынок. Реклама - это всегда коммерческая история призывающая к покупке товара/услуги, те основная цель - получение прибыли, побуждение к действию . Реклама обычно... Читать далее
Первый
Media Research Family – команда профессионалов в области управления репутацией (ORM...  · 6 апр 2021  · serm-orm.ru
Отвечает
Юлия Бюрг
Существует множество определений и характеристик рекламы, пиара и маркетинга. Однако мы сторонники «старой» школы, поэтому в своем ответе будем опираться на основателя современной теории маркетинга Филипа Котлера. Теория маркетинга говорит нам о том, что маркетинг – это: 1. Изучение рынка и потребителей 2. Организация производства новых товаров, внедрение новых... Читать далее
Первый
Маркетолог. Занимаюсь рекламой в ВК.  · 19 апр 2021
Пиар это про выстраивание отношений, про репутацию, работа на имидж. Нативное продвижение бренда. Пример: ответы в твиттере от имени бренда. Реклама это прямое платное продвижение. Даже если подается в более-менее нативном виде. Пример: объявление от группы бренда в соц. сетях. А маркетинг включает в себя и то, и то :) Пример: создание продукта, позиционирования... Читать далее
1 эксперт согласен
Платформа для работы со СМИ  · 5 авг 2021
Реклама и пиар находятся по одну сторону баррикад. Пиарщик должен понимать: даже если он cделал публикацию в широкоохватном СМИ, то он все равно не получит весь трафик этого медиа. Чтобы статью прочитали как можно больше представителей целевой аудитории, не обойтись без инструментов рекламы. Благодаря пиару и рекламе можно создать информационный пузырь, чтобы у поте... Читать далее
1 эксперт согласен

Ответ в целом корректный, но воды много, плюс реклама собственного сервиса