Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем руководствуется куратор, выбирая проекты на фестиваль?

ОбразованиеПолитех
Kudryavtseva Natalia
  · 730
Первый
куратор Политехнического музея  · 17 мая 2016

Выбирая проекты, неважно, на фестиваль, выставку или другое мероприятие, куратор обычно руководствуется двумя главными принципами: соответствие конкретно этого проекта общей концепции фестиваля/выставки и «подъемность» бюджета. Что касается конкретно формата фестиваля, то здесь также многое зависит от других вводных: площадки, аудитории и ее приблизительного количества, платного или бесплатного входа и так далее.

Если говорить о специфике фестиваля «Политех», то здесь вводные следующие. Во-первых, это фестиваль науки, искусства и технологий, то есть предполагает проекты на стыке этих дисциплин. Впервые в этом году мы сформулировали тему фестиваля, и она звучит как «Затерянный мир». Здесь речь идет и о самом предмете научного исследования, и о ностальгии по забытым технологиям, есть также очевидная отсылка к книге Артура Конан Дойля, знакомой каждому школьнику, и мечтам о мире, где общество не разделено предрассудками и военными конфликтами. Программа фестиваля состоит как из художественных и игровых проектов, спектаклей и перформансов, так и из лекций художников и популяризаторов науки. Так мы знакомим аудиторию с актуальными научными идеями, технологиями и общественными процессами, рассказанными языком современного искусства, а также пытаемся пробудить в зрителях любопытство и критическое мышление.

Фестиваль «Политех» также является платформой для экспериментов и создания новых работ русскими и иностранными художниками. Основной сложностью в подборе проектов является то, что они, с одной стороны, должны содержать в себе научную и/или технологическую составляющую, но при этом быть ориентированными на уличный формат, иметь большую проходимость (так, в прошлом году фестиваль посетили около 50 000 человек) и быть интересными как аудитории, интересующейся современным искусством и, в частности, сайнс-артом, так и широкой аудитории. Поскольку основная часть фестиваля проходит на открытом воздухе – на площади Промышленности ВДНХ – мы работаем и с паблик-артом и пытаемся спровоцировать диалог о роли искусства в изменении публичного пространства.

Кажется, у нас получается это делать. Так проект прошлого года – инсталляция «Автомобильный орган», созданная музеем совместно с американской компанией Syyn Labs, вошла в шорт-лист Премии Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве». Инсталляция состояла из двадцати четырех советских автомобилей, гудки и фары которых были подключены к миди-клавиатуре через специально разработанную программу. Посетители фестиваля могли свободно играть на этом органе, но также было организовано несколько перформансов музыкантов Антона Маскелиаде и Петра Айду.

В этом году мы везем мультимедийный спектакль «Второе тело» тайваньского коллектива Anarchy Dance Theatre, который интересен с точки зрения того, как новые технологии органично становятся частью языка современного танца. Это очень зрелищная история, побывавшая уже на именитом фестивале Ars Electronica: на тело танцовщицы в режиме реального времени проецируется 3d мэппинг, а режиссер спектакля поднимает вопрос о том, являются ли интернет, новости и другие информационные потоки новой оболочкой для человека. Вопрос того, как мы оказались в обществе информации, поднимается также в лекции известного писателя и популяризатора науки Джеймса Глика. О том, как эта информация, научные и лженаучные идеи плавятся в человеческой голове - инсталляция московских художников «ЕлиКука», которые построят на фестивале гигантскую карусель – модель человеческого сознания, в которое можно совершить путешествие, не вставая с дивана. Процессы восприятия информации, передаваемой СМИ, будут рассмотрены в работах художников ::vtol:: (псевдоним Дмитрия Морозова), Алексея Девянина (Pixelord) и Ивана Кабалина. О взаимодействии человеческого тела с физическими явлениями и химическими веществами – перформанс художников Hz.lab, во время которого танцовщик погрузится в раствор ацетата натрия и на время превратится в кристалл. А одним из хедлайнеров фестиваля станет швейцарский художник Зимун, который вопреки всей фестивальной суете построит звуковую башню, в которой можно будет уединиться и погрузиться в медитативное созерцание.

Первый
куратор фестиваля “Политех”  · 17 мая 2016
Процесс подготовки и курирования фестиваля, а не выставки, перформанса или иного типа мероприятия, имеет свои особенности и законы. Фестивальный формат и «высказывание», заложенное в нем, должно быть максимально емким и учитывать различные параметры, свойственные конкретному фестивалю. Каждому фестивалю присущи свои особенности, своя аудитория, тема и направление. Я... Читать далее
куратор Политехнического музея  · 17 мая 2016
Первое, чем руководствуется куратор (на то он и куратор) – это некоторое субъективное чутье и собственный кураторский опыт. У фестиваля «Политех», который делает кураторская команда Политехнического музея, есть свои специфические вводные: мы работаем с очень широкой аудиторией, и для нас важна доступность наших проектов. У нас есть конкретная площадка – ВДНХ и особый... Читать далее